Удэгейцы |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
УдэгейцыУдэгейцы, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России (численность 1902 человек). Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Общая численность около 2000 человек. Говорят на удэгейском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования — анимизм, шаманизм. В этногенезе северных групп удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных удэгейцев — древнекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру удэгейцев. До настоящего времени удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, хозяйств и т. п., удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960—70-х гг. продолжали существовать анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие этнографические группы удэгейцев. Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; последнее было второстепенным, особенно у удэгейцев, живших преимущественно в верховьях притоков реки Уссури. Промысловые орудия удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в XIX веке) оставался "универсальным" оружием и в XX веке. Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети — орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подлёдный рыболовный промысел. Для обитателей притоков реки Уссури были характерны и другие промыслы — пантовый и женьшеневый. У удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи, нарты и т. п.; женщины сохраняли (на длительный срок) рыбу и мясо, выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь. Селения удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. В районах расселения удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя—тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные. По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили дисперсно — одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах. Женская и мужская одежда удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом — штаны с ноговицами, у женщин — длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка. В пище жителей притоков Амура и у приморских удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури — мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира. Религиозные верования существенно различались у удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды — касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа — духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник. Шаманизм играл большую роль в жизни удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны различные ритуальные предметы: множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского бубна удэгейцы пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами — дудочками, варганами — металлическими и деревянными. Танцевали удэгейцы по большей части во время шаманских камланий. Богат фольклор удэгейцев: мифы и сказки, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки. Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация (одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска и др. А. В. Смоляк Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 561-562. УдэгейцыАвтоэтноним (самоназвание)
Основная территория расселения
Численность
Этнические и этнографические группы
Антропологические характеристики
Язык
Писменность
Религия
Этногенез и этническая история
Хозяйство
Традиционная одежда
Традиционные поселения и жилища
Пища
Социальная организация
Современные этнические процессы
Библиография и источникиОбщие работы
© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education Примечания:*) В энциклопедии "Народы и религии мира" под редакцией В.А.Тишкова, м., 2000 дана иная характеристика: "Преобладают традиционные верования - анимизм и шаманизм". См первую статьюв настоящей подборке.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |