Саамы
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Саамы

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Саамы

Автоэтноним (самоназвание)

саами:

Основная территория расселения

Кольский полуостров: Мурманская область.
Кольские саамы - этнонациональная общность, родственная саамам севера Скандинавского полуострова (Норвегия, Швеция, Финляндия).

Численность

1782 г.: Россия - 1359 чел.
1850 г.: Россия - 1695 чел.
1880 г.: Россия, Кольский уезд Архангельской губернии - 1749 чел.
1897 г.: Россия - 1812 чел., в т.ч. Кольский уезд Архангельской губернии - 1724 чел.
1909 г.: Россия, Архангельская губерния - 1742 чел.
1926 г.: РСФСР - 1717 чел., в т.ч. Мурманский округ Ленинградской обл. - 1708 чел. (в т.ч. Кольско-Лопарский р-н - 723 чел., Ловозерский р-н - 509 чел., Понойский р-н - 275 чел, Александровский р-н - 178 чел.).
1933 г.: РСФСР, Мурманский округ Ленинградской обл. - 1806 чел. (в т.ч. Кольско-Лопарский р-н - 800 чел., Ловозерский р-н - 599 чел., Понойский р-н - 300 чел, Полярный р-н - 185 чел.).
1937 г.: СССР - 1841 чел., в т.ч. РСФСР - 1828 чел.
1959 г.: СССР - 1792 чел.
1970 г.: СССР - 1884 чел., в т.ч. Мурманская обл. - 1715 чел. (в т.ч. Ловозерский р-н - 1022 чел., Кольский р-н - 264 чел.).
1979 г.: СССР - 1888 чел., в т.ч. Мурманская обл. - 1565 чел.
1989 г.: СССР - 1890 чел., в т.ч. РСФСР - 1835 чел., Мурманская обл. - 1615 чел.
1990-е гг.: Норвегия - около 30000 чел., Швеция - около 15000 чел., Финляндия - около 5000 чел.

Этнические и этнографические группы

В составе кольских саамов не выделяются этнические и этнографические группы, но имеются территориальные подразделения, названия которых связаны с наименованием погостов (селений и окружающих угодий, где проживали саамы). Число погостов постоянно увеличивалось: в начале XVII в. их было 15, в конце XVIII в. - 17.

Язык

Алеутский: Саамский язык относится к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи. Близок к языкам прибалтийско-финской подгруппы, но имеет заметный самодийский субстрат. Имеет 2 группы диалектов: западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии), восточные (Россия, часть Финляндии). В России распространены 4 диалекта: иоканьгский, кильдинский, нотозерский и бабенский (Аккала). Взаимопонимание между носителями разных диалектов затруднено.
По мнению финляндских языковедов, не существует единого языка саамов, а имеются 10 самостоятельных саамских языков.

Писменность

В 1895 г. для кольских саамов впервые предпринимается попытка издания «Азбуки для лопарей». С начала 1930-х гг. в Советском Союзе создана письменность на базе кильдинского диалекта, сначала на латинской основе, позднее переведена на кириллицу. Обучение на саамском языке было прекращено в 1937 г. В 1980-х гг. в СССР для саамов воссоздана кириллическая письменность, возобновилось преподавание родного языка в начальной школе. Изданы учебники для 1-3 классов, и школьные саамско-русский и русско-саамский словари.

Религия

Православие: В России официально саамы православные.

Этногенез и этническая история

Предки кольских саамов, как предполагают исследователи, пришли на территорию Кольского полуострова в I тыс. до н.э.
В конце I - начале II тыс. н.э. область обитания саамов включала также Карелию, Приладожье, Прионежье, Белозерье, бассейн реки Северная Двина. В течение II тыс. н.э. обитавшие здесь группы саамского населения были ассимилированы предками вепсов, карел, русских или частично оттеснены на север.
Первые сведения о саамах Кольского полуострова. - «терфиннах» появляются в конце IX в.
Первые контакты саамов Кольского полуострова и восточных славян относятся к XI в. В XIII в. восточная часть полуострова вошла в состав Новгородского государства.
В середине XV в. возникли первые постоянные русские поселения на Терском берегу. После присоединения в 1478 г. Новгорода к Москве юг Кольского полуострова заселили русские, саамы занимали северные и западные территории. Центром региона стал основанный в середине XVI в. город Кола.
Здесь в середине XVI в. возникают монастыри (Кандалакшский, Печенгский), которые способствовали обращению саамов в православие. Однако в течение следующего времени саамы продолжали придерживаться традиционных верований.
С XVIII в. по начало ХХ в. территория проживания кольских саамов входила в состав Архангельской губернии. Саамы относились к крестьянскому сословию. К концу XIX в. их экономическое положение ухудшилось из-за потери традиционных угодий в результате колонизации края коми-ижемцами (промышленниками и оленеводами).
С 1921 по 1927 г. территория Кольского полуострова выделилась в самостоятельную Мурманскую губернию, а затем вошла в состав Мурманского округа Ленинградской области. Здесь было образовано 9 национальных сельсоветов. В 1929 г. начинается переход саамов на оседлость, создание колхозов. В начале 1970-х гг. колхозы были преобразованы в совхозы.

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.
В XIX – начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.
У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.
С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.
Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме.
В конце XIX – начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.
Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

 

У всех народов Земного шара во все века рано или поздно обязательно возникала проблема, от решения которой зависело, будет ли этот народ дальше развиваться или застрянет в каменном веке. Эта проблема - транспорт, способный перемещать товаров больше, чем в прежнюю эпоху. Например, саамы перевозили грузы на оленях, придумав специального грузовое седло. Они таким образом решали достаточно локальную задачу - перемещение в радиусе нескольких десятков километров. Перевозка грузов по России требует кардинально иных транспортных средств. Они как раз имеются у «Транс Экспресс Карго». Возят грузы там весьма оперативно. Возможно, что когда-то в будущем всё на земле будут перевозить автоматические автомобили (то есть без водителей). Тогда наши нынешние способы транспортировки будут казаться чем-то вроде перемещения на оленях - каменным веком. Но пока это лучший наивариант.

 

Традиционная одежда

В ХVII-ХVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки - цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В ХIХ - начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).
В ХIХ в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.
Летняя одежда (юпа) делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.
Зимняя одежда печок длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна. Печок иногда надевали на юпу.
Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин - швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти.
Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь.
Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона.
Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.
Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки.
Зимние высокие сапоги - яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.
В конце ХIХ в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен - пимы из камусов мехом наружу.

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).
Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.
Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырех- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу. Пол покрывался оленьими шкурами.
С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 м2, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.
Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.
В жилище обычно обитали 1-2 семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.
К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Пища

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.
Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.
Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.
Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община сийт/сыйт. Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.
Община контролировала семейно-брачные отношения. В ХIХ в. преобладала малая семья. До конца ХIХ в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже ХIХ-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.
Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Духовная культура и традиционные верования

Сохраняется вера в духов - хозяев озёр и рек. Существует почитание священных камней (утёсов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки - завёрнутые в тряпку камешки. Поклонялись также высоким пням (часто антропоморфного облика) - сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.
У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).
Фольклор саамов включает сказки (майнс): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы.
В 1936 г. создан саамский хор, который продолжает свою деятельность как Ловозерский народный ансамбль песни и танца. Пение саамских песен сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах нивьта, хоуфф и келлах. С конца 1970-х гг. появляются произведения саамских поэтов (О. Вороновой, А. Бажанова).
В селе Ловозеро действует филиал Мурманского областного краеведческого музея, где создана экспозиция, характеризующая культуру местных саамов.

Современные этнические процессы

В 1970-е годы завершилось разрушение ареала традиционного расселения саамов. Саамы потеряли 32 поселка, в которых являлись этническим большинством. Большая часть саамов - (859 чел.) в настоящее время проживают в Ловозерском районе. Переселенные в основном в село Ловозеро более 100 оленеводов лишились работы. Переселение было связано с нуждами промышленности, строительством военных объектов и преобразований колхозов в совхозы.
Нарушен процесс передачи традиционных хозяйственных навыков и знаний от старшего поколения молодёжи. Из-за интенсивного воздействия на природу, нарушается экологическое равновесие. Уменьшается количество саамов, говорящих на родном языке. Если по переписи 1979 г. из 1565 саамов Мурманской области родным языком владели 933 человека (59,6 %), то по переписи 1989 г. из 1615 саамов - 814 человек (50,4 %). Увеличивается число саамов-горожан. По переписи 1989 г. они составляли 39,1 % численности саамов РСФСР.
В настоящее время 60% саамских мужчин не состоят в браке, 40% женщин имеют неполные семьи.
Из оленеводческих предприятий в Мурманской области остались совхозы "Тундра" (центр - с. Ловозеро), "Память Ленина" (центр - с. Краснощелье), которыми руководят саамы, а также опытно-производственное хозяйство "Восход", расположенное в селе Лопарская Кольского района. В 1995 году базе совхоза "Енский" было восстановлено фермерское оленеводческое хозяйство. 3 частных оленеводческих хозяйства действуют в Кольском районе, 1 - в Печенгском районе.
В 1993 г. правительством России был утверждён список районов преимущественного проживания малочисленных народов Севера. В Мурманской области к ним относятся: Ловозерский, Кольский районы и Енский сельсовет (www.murman.ru/ecology/comitet/report98/chapter3.html).
Активизировались контакты кольских саамов и саамов скандинавских стран. Северный саамский совет, образованный в 1956 г., является теперь общим консультативным органом саамов Финляндии, Норвегии, Швеции и России.

Библиография и источники

Классические работы

  • Русские лопари/Харузин Н.Н.//Москва-1890
  • Лопари/Алымов В.//Москва-1930
  • Российские саамы: Историко-этнографические очерки./Волков Н.//Санкт-Петербург-1996
  • Наблюдения врача на Кольском полуострове/Иванов-Дятлов Ф.Г.//Ленинград-1928

Общие работы

  • Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период./Ушаков И.Ф.//Мурманск-1972
  • Саамы/Хомич Л.В.//Санкт-Петербург-1999
  • В краю летучего камня/Чарнолусский В.В.//Москва-1972
  • Легенда об олене-человеке/Чарнолусский В.В.//Москва-1965
  • Кольские лопари/Черняков З.Е.//Ленинград-1931
  • Советские саамы: История, экономика, культура/Киселев А.А., Киселева Т.А.//Мурманск-1987
  • Лапландия и лапландцы/Немирович-Данченко В.И.//Санкт-Петербург-1877

Отдельные аспекты

  • Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX - ХХ веков: Этнографический очерк./Косменко А.П.//Петрозаводск-1993
  • Материальная культура саамов Кольского полуострова конца XIX - ХХ в. М., 1971./Лукьянченко Т.В.//Москва-1971

Публикация источников

  • Саамско-русский словарь/Афанасьева Н.Е., Куруч Р.Д., Мечкина Е.И. и др.//Москва-1985
  • Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири (1838-1844, 1845-1849)./Кастрен М.А.//Москва-1860
  • Образцы саамской речи/ Керт Г.М., Зайков П.М.//Петрозаводск-1988
  • Саамские сказки//Москва-1982

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС