Негидальцы |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
НегидальцыНегидальцы (от негда — "береговой, крайний", на языке эвенков), орочоны, гиляки (устаревшее) (самоназвания — илькан бэйенин, на бэйенин — "здешний, местный", амгун бэйенин — "амгунский человек"), народ в России. Живут в Хабаровском крае (502 человека), по рекам Амур и Амгунь (главным образом районы Николаевский, Ульчский, имени Полины Осипенко). Численность в Российской Федерации 622 человека. Часть негидальцев в значительной степени ассимилирована ульчами и нивхами. Говорят на негидальском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты: низовский, верховский. Распространён также русский язык. Основу традиционного хозяйства составляли рыболовство и охота. Рыбу добывали зимой и летом заездками, сетями, неводами, острогой. Морского зверя (нерпу) били гарпуном. Из рыбы делали юколу. Были распространены пушной промысел, охота на дикого оленя, лося, птиц. Верховские негидальцы имели оленей, на которых ездили верхом, либо впрягали в нарты. Низовские негидальцы держали ездовых собак. Передвигались также на лодках (дощатых, берестяных), лыжах. Существовало несколько типов жилищ: летник — небольшой (на одну семью) корьевой домик с двускатной крышей, конический чум, шалаш, зимник — большое каркасное жилище с кановым отоплением. Одежда (мужская и женская) — распашной халат из рыбьей кожи или ткани, женщины носили нагрудники. Мужчины надевали халат из оленьей замши или меховую шубу, при езде на собачьих нартах или на зимнюю рыбалку — короткую юбочку из нерпичьей шкуры поверх шубы. Головной убор — меховой капор, шапка с наушниками. Обувь — из оленьих и нерпичьих шкур, замши. Сохранялось родовое деление. Роды жили дисперсно, некоторые объединялись в экзогамные группы доха, в которые включались также нивхи, нанайцы, эвенки. Большое социальное значение имели территориально-соседские общины, регулировавшие жизнь в селениях и семьях. Функционирование общины обеспечивало постоянную взаимопомощь всех жителей селения. Негидальцы официально были обращены в православие; сохраняли анимистические традиционные верования, шаманство. А. В. Смоляк Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 370.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |