Нагайбаки |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
НагайбакиНагайбаки, нагайбэклэр (самоназвание), этнографическая группа (субэтнос) крещёных татар Волго-Уральского региона, в прошлом часть оренбургских казаков (по мнению отдельных исследователей, нагайбаков можно считать хотя и близким к татарам, но самостоятельным этносом); живут в Нагайбацком, Чебаркульском районах Челябинской области. По переписи 1989 нагайбаки были включены в состав татар, но из первичных материалов видно, что нагайбаками назвали себя 11,2 тыс. человек. Язык нагайбаков — говор в составе среднего диалекта татарского языка. Верующие нагайбаки исповедуют православие и относятся к "старокрещёным", т. е. принявшим христианство в XVI—XVII вв. Этноним "нагайбак" зафиксирован впервые лишь в XIX веке. Одни исследователи связывают их с крещёными ногайцами, другие — с казанскими татарами, крещёнными после падения Казанского ханства. В целом, усвоение нагайбаками особого этнонима было связано с их христианизацией (конфессиональное обособление), длительным пребыванием в составе казаков (сословное обособление), а также отделением основной части группы после 1842 территориально от компактно проживавших в Приуралье казанских татар. Во второй половине XIX века нагайбаки выделяются как особая этническая группа крещёных татар, а во время переписей 1920 и 1926 — как самостоятельная народность. Основу хозяйства нагайбаков составляло земледелие, большое значение имело также и животноводство степного характера. Земледелие — "степного" типа (залежно-переложная система, основная культура — пшеница, сеяли ещё овёс и ячмень). Практиковалось пчеловодство. Среди промыслов выделяются занятие плотницким делом и производство экипажей. Поселения (аул) — приречные, с поквартальной планировкой, с церковью. Большинство усадеб — однодворные. Хозяйственные постройки отделялись от жилища. Жилища — зимние (срубные) и летние (саманные), в основном двухкамерные. Стены домов обмазывались и белились. До начала XX века нижняя одежда нагайбаков шилась из тканей домашнего производства. Покрой женской одежды (кулмэк) был туникообразным с нижней оборкой. Рубаха шилась обычно из тёмно-красной пестряди в мелкую чёрно-белую или сине-чёрную клетку. Поверх рубахи непременно надевался передник (алчупрак), с узкой грудкой, в более крупную клетку. Нижняя поясная одежда (штаны) кроилась с широким шагом из полосатой пестряди. Верхняя одежда нагайбаков — зиляны (жилэн) из цветного плиса, бархата, кашемира. Поверх зиляна надевался домотканый пояс (бильбау). Демисезонная одежда — чикмень (чикман), из сукна собственного производства. Шубы (тун) дублёные либо крытые фабричной материей. Девичий головной убор — ак калфак, надевался с накосными украшениями (чач кап). Распространённым украшением был нагрудник (муенса), чешуеобразно ушитый монетами. Мужской костюм составляла стандартная казачья одежда оренбургских казаков. Устное народное творчество сохранило старинные песни и баиты. В отличие от татар-мусульман, у нагайбаков существует хоровое пение. В настоящее время, несмотря на то что представители нагайбаков осознают свою общность с татарами, самосознание принадлежности к нагайбакам выражено достаточно отчётливо. Д. М. Исхаков Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 365-366.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |