Родственные проекты:
|
Коми
Исторический очерк
Коми - древний народ, живущий в осн. массе в совр. Республике Коми, а также в
Сев.-3ап. Сибири и на Кольском п-ве. Язык К. близок к языкам коми-пермяков и
удмуртов. Все 3 языка составляют перм. группу фин.-угор. семьи языков. Заселение
Вычегодского бассейна предками К. началось в глубокой древности. Археологич.
памятники (городища и могильники) бассейна pp. Вычегды и Выми XI - XII вв.
близки к Камским и Чепецким городищам (принадлежащим предкам пермяков и
удмуртов). Вместе с тем целый ряд своеобразных черт культуры, существовавшей в
бассейне р. Вычегды, позволяет считать её исконно местной, сложившейся в
результате развития более древних культур, комплексов, наметившихся ещё в первых
веках н. а. Уже в 1-м тыс. К. общались со слав. племенами. Эти связи отразились
в общем типе украшений, орудий, керамики. К. находились в даннических, а позднее
в торг. отношениях с Новгородом Великим и Сузд.-Рост. кн-вом. Пермь Вычегодская
(так назывались земли, лежащие по сред. Вычегде и ниж. Выми) в XIII в. числилась
в составе иовг. волостей. В нач. XIV в. на земли, расположенные по сред. Вычегде
и Выми, распространяет своё влияние Москва. В это же время происходило обращение
К. в православие. Со 2-й пол. XIV в. земли К. входят во владения Вел. кн-ва
Московского.
Народ России
Коми (самоназвание), коми морт ("коми человек"), коми войтыр ("коми народ"),
зыряне (устаревшее русское название), народ в России. Численность 336,3 тыс.
человек, коренное население Коми (292 тыс. человек), живут также в
Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком,
Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Общая численность в бывшем
СССР 344,5 тыс. человек. Родственны коми-пермякам и удмуртам. Основные
этнографические группы: верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы,
сысольцы, удорцы. Говорят на коми (-зырянском) языке финно-угорской группы
уральской семьи. Диалекты: верхневычегодский, верхнесысольский, вымский,
ижемский, лузсколетский, нижневычегодский, печорский, присыктывкарский,
среднесысольский, удорский. Письменность на основе русского алфавита. Большая
часть верующих коми — православные, есть старообрядцы.
Непосредственные предки коми — этнотерриториальные группы (племена) перми
вычегодской сформировались в X—XIV вв. на основе местных охотничье-рыболовецких
племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми)
переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми
приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских
угров, восточные славяне и др.). Археологические памятники перми вычегодской
известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. В конце
XIV века коми были христианизированы.
После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478) земли перми
вычегодской вошли в состав Русского государства. В XVI—XVII вв. происходило
изменение границ расселения коми. Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, коми
появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходило
сложение основных этнографических групп коми (вымичей, сысольцев, прилузцев,
удорцев). В XVII—XVIII вв. в результате дальнейшего расселения коми
сформировались этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев.
Оформилась восточная граница этнической территории коми вдоль Уральского хребта.
Шёл активный процесс формирования коми как этноса. Расширение этнической
территории на север продолжалось вплоть до конца XIX века, но чёткой этнической
границы не сложилось. Северные коми (ижемские оленеводы) стали частично обитать
на одной территории с ненцами. Основными занятиями у южных групп (прилузцев,
сысольцев) были земледелие и животноводство, у более северных групп удорцев,
верхневычегодцев и печорцев существенное значение имели также рыболовство и
охота, а у ижемцев присваивающие промыслы и оленеводство уже доминировали над
сельским хозяйством.
В 1921 была образована Автономная область Коми, которая в 1936 преобразована
в Коми АССР, с 1991 Коми ССР, с 1992 Республика Коми. Были созданы условия для
завершения консолидации народа коми. В 1918 было принято решение о создании
национальной школы. В основу литературного языка положен приустьсысольский
(присыктывкарский) говор. Утверждён оригинальный алфавит коми языка,
составленный В. А. Молодцовым. На короткий срок (1932—35) письменность коми
переводили на латинскую графическую основу. В конце 30-х гг. был принят
современный алфавит на русской основе. В 20—30-е годы были заложены основы
профессиональной национальной культуры коми.
Традиции земледелия связаны у коми, по археологическим данным, с культурой
перми вычегодской. Первоначально в X—XI вв. оно было подсечно-огневым, с ручной
обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной
тягловой силы начинается с XII века. Деревянная соха (гор) в это время
оснащается железными сошниками. С XV века постепенно внедрилось трёхпольное
земледелие, однако даже в XIX — начале XX вв. у коми применялись все три системы
земледелия: трёхполье, перелог и подсека.
Наиболее распространённой зерновой культурой был ячмень, второе место по
значению занимала рожь. Овёс и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в
незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лён и
коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту
и лук, с конца XIX века картофель, который в начале XX века распространился
повсеместно.
На давние традиции скотоводства у коми указывают языковые данные, основная
его терминология в коми языке относится к древне-иранским заимствованиям. В
археологических памятниках перми вычегодской костные остатки коров, овец и
свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве коми удельный
вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах — по
рекам Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили
преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства
население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность
молочного скота была низкой. Наилучшим считался печорский скот.
Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было
оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII
века, по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий
комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований.
Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских
коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт,
поступающий из Коми края. Со второй половины XIX века товарное значение
приобрела также добыча боровой дичи.
Основные объекты добычи: боровая дичь (рябчик, тетерев, глухарь, куропатка);
из водоплавающих: утка, гусь; дикие копытные (лось и олень); пушные звери:
белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка, песец и белая
куропатка.
Давние традиции у коми имело рыболовство. Рыба ценных пород предназначалась в
основном для рынка. Особенно большое значение имело товарное рыболовство у
северных коми (ижемцев и печорцев). В печорском уезде Архангельской губернии в
начале XX века ежегодный доход от продажи рыбы в 2 раза превышал доход от охоты.
Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного
хозяйственного комплекса коми имело собирательство (брусника, клюква, голубика,
черника, морошка, земляника, малина, смородина, рябина, черёмуха). У печорских
коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом
количестве весной запасали берёзовый сок (зарава). У всех этнографических групп
коми (кроме северных коми-оленеводов) была распространена заготовка на зиму
грибов (засаливанием и сушением).
Традиционные ремёсла у коми в XIX — начале XX вв. в значительной мере
оставались ещё в рамках домашней промышленности как подсобные занятия.
Проникновение в деревню товарно-денежных отношений в пореформенный период
стимулировало изготовление продукции на заказ, образование слоя
кустарей-ремесленников, появление мануфактур. Распространённое у коми прядение и
ткачество и в начале XX века не поставляло продукцию на рынок, в то же время
крашение домотканых холстов и сукон уже вышло из рамок домашней промышленности.
К началу XX века в Усть-Сысольском уезде было около 20 красилен, по 2—3 в каждой
волости. Окраской сукон, холстов и их набивкой занимались ремесленники, бравшие
заказы от местных крестьян. К группе ремесленников можно отнести и
скорняков-овчинников, которых насчитывалось в начале XX века по 2—3 человека в
каждой волости. Работали по заказу и на материале потребителя также сапожники,
валяльщики. Преимущественно на рынок поставлялась продукция бондарного,
ложкарного, рогожного и некоторых других производств. Некоторые ремёсла
(например, шитьё одежды) получили характер отхожих промыслов. К местной
специфике относились: техника ленточно-жгутового налепа при производстве
гончарной посуды; традиционный геометрический орнамент, которым украшались
деревянные и берестяные предметы утвари, текстильные изделия; оригинальные
зооморфные сюжеты росписей по дереву и меховая мозаика у северных коми.
Преимущественно для себя изготовлялись лодки, сани, лыжи и другие средства
передвижения.
Основные типы поселений: деревня (сикт, грезд) и село (погост), расположенные
в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окружённые
сельскохозяйственными угодьями. Первоначально деревни были мелкими, с
разбросанной планировкой. В XVIII—XIX вв. распространились многодворные деревни
с рядовой планировкой. Село представляло собой сельский административный центр,
в котором находились административные здания, церковь, магазины, а вокруг
группировались деревни. В XIX веке в результате слияния близлежащих деревень
образовались многодворные сёла, растянувшиеся на несколько километров вдоль рек.
Правильная уличная планировка появилась лишь в современный период.
Традиционное жилище — наземная, прямоугольная по форме, срубная из сосновых
брёвен постройка на высоком подклете. Жилая часть — из двух изб (зимней и
летней), соединённых сенями, составляет единое целое с хозяйственным двором.
Двухъярусный скотный двор: внизу хлев (карта), вверху поветь (стын). Характерная
черта жилища — односкатность крыши, крытой тёсом. Для южных районов характерны
одноэтажные жилища, у северных коми в конце XIX века распространились
двухэтажные многокомнатные дома. Из украшений жилища распространена резьба, ею
украшают фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшают
наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент — геометрический. На
охлупне (князевое бревно) — резные фигурки коней и птиц, в виде птиц — курицы
(крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне часто укрепляли оленьи
рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.
Традиционная одежда коми сходна с одеждой северо-русского населения, а у
северных коми — также с ненецкой. Женская одежда отличалась разнообразием.
Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх
сарафана — короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись
дубник или шабур, зимой — овчинная шуба. В качестве головного убора девушки
носили обычно ленту — прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными
лентами. Свадебный головной убор — очелье без дна, на твёрдой основе, обтянутое
красным сукном. После свадьбы коми женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в
старости повязывали голову тёмным платком. Мужская одежда: холщовая рубаха
навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, заправленные в шерстяные носки с
навёрнутыми поверх онучами. Верхняя одежда: кафтан, зипун или сукман, зимой —
шуба (пась). Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины.
Мужская и женская обувь мало отличались: кожаные коты, бахилы или сапоги.
Подпоясывались плетёными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия)
украшалась традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко
использовали одежду, заимствованную от ненцев: малицу, совик, пимы (меховые
сапоги) и др.
Традиционная пища — растительная, мясные и рыбные продукты.
Общераспространены кислые супы, летом — холодные похлёбки на основе хлебного
кваса, каша из ячневой (реже перловой) крупы, рыба в варёном, солёном, сушёном,
жареном виде, как начинка для пирогов. Рыбный пирог обязателен и в праздники.
Мясо чаще было на столе у северных коми — оленеводов и у охотников. Значительное
место в пищевом рационе занимает выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и
др. Из традиционных напитков, помимо чая, распространены отвары ягод и трав,
хлебный квас, берёзовый сок (зарава), компот из пареной репы или брюквы, на
праздничном столе домашнее пиво (сур).
Многообразная духовная культура коми представлена в народном искусстве,
фольклоре, народных верованиях и обрядах: космогонические мифы коми, отражающие
ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нём (отделение
неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и
Омолем и др.); эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и
поговорки; обрядовая поэзия. Семейные и календарные обряды коми близки к
северо-русским. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные
праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа),
отправка на промысловую охоту и др. Сохранились дохристианские верования в леших
(ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали
культы деревьев, промысловых животных, огня и др.
В 1989 создано республиканское общество "Коми котыр", ставящее перед собой
прежде всего культурно-просветительские задачи. В различных районах и городах в
1990—91 организованы региональные общества "Изьватас", "Эжватас" и др.
Н. Д. Конаков
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 250-252.
Основные сведения
Автоэтноним (самоназвание)
коми-морт, коми войтыр: Коми-морт (единственное число), коми войтыр (множественное число) - общее самоназвание всех коми.
висерса: Висерса - самоназвание вишерцев (коми бассейна реки Вишеры).
емватас: Емватас - самоназвание вымичей (коми бассейна реки Выми (Емва).
изьватас: Изьватас - самоназвание коми-ижемцев.
пермяки, лузса: Пермяки, лузса - самоназвание коми верховьев реки Лузы.
печераса: Печераса - самоназвание печорцев (коми верховьев реки Печоры).
сыктылса: Сыктылса - самоназвание сысольцев (коми бассейна реки Сысолы).
удораса: Удораса - самоназвание удорцев (коми верховьев рек Мезени и Вашки).
эжватас: Эжватас - самоназвание нижневычегодских коми.
Основная территория расселения
Основная -
Республика Коми.
Другие регионы –
Свердловская область;
Мурманская область;
Омская область;
Тюменская область;
Ненецкий автономный округ;
Ямало-Ненецкий автономный округ;
Ханты-Мансийский автономный округ.
Численность
Конец 1670-х гг. - около 17,5 тыс. чел.
1725 г. - 38-39 тыс. чел.
1782 г. - 51,5-52 тыс. чел. (см. Водарский Я.Е. Население России в конце XVII - начале XVIII в. М., 1977; Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав. М., 1990; Кабузан В.М. Народы России в I половине XIX в. М., 1992).
Конец 1850-х гг. - около 100 тыс. чел.
1897 г. - 154 тыс. чел., в том числе в границах современной республики Коми - 142 тыс. чел.
1926 г. - 232,8 тыс. чел., в том числе в границах современной республики Коми - 191,2 тыс. чел.
1939 г. - 227,0 тыс. чел., в том числе в границах современной республики Коми - 213,3 тыс. чел.
1959 г. - 287,0 тыс. чел., в том числе в границах современной республики Коми - 245,1 тыс. чел.
1970 г. - 322,0 тыс. чел., в том числе в границах современной республики Коми - 276,2 тыс. чел.
1979 г. - 327,0 тыс. чел., в том числе в границах современной республики Коми - 280,8 тыс. чел.
1989 г. - СССР - 344,5 тыс. чел., РСФСР - 336, 3 тыс. чел., в том числе в границах современной республики Коми - 291,5 тыс. чел.
Этнические и этнографические группы
Верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы (См. также раздел Автоэтноним (самоназвание).
Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX в. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы - население верховьев Вашки и Мезени, низовьев Печоры - ижемцы, верховьев Лузы и Летки - прилузцы.
Язык
коми: Коми-язык относится к финно-угорской группе.
В лексике имеются индоиранские (II тысячелетие до н. э.), иранские и булгарские (I тысячелетие н. э.), карело-вепсские (IX—XII вв.), ханты-мансийские, ненецкие (XI—XVIII вв.), славяно-русские (Х—ХIХ вв.) заимствования.
В коми языке 10 диалектов: нижневычегодский, присыктывкарский, верхневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, лузско-летский, вымский, удорский, ижемский, печорский. Основные различия между ними в области лексики и фонетики. Носители разных диалектов понимают друг друга без труда.
Литературный коми-язык сложился в XX в. Его основу составил присыктывкарский диалект. Коми язык используется в общественной жизни и в семье. В 1920 г. издан первый букварь на языке коми. В 1925/26 учебном году действовали 203 коми и 54 русско-коми школы. В 1932 г. открылась первая средняя школа с обучением на родном языке в г. Сыктывкаре, тогда же создан Коми педагогический институт. В 1938/39 учебном году в 71,8% школ обучение велось на коми языке в 20,8% — на русском и в 7,4% — на обоих языках. В настоящее время обучение на коми языке ведется в начальных классах сельских школ; во многих школах коми язык — один из учебных предметов.
В 1992 г. Верховным Советом Республики Коми был принят закон, по которому на территории республики статус государственных получили языки коми и русский.
Писменность
Первая попытка создания письменности на коми языке была осуществлена в конце XIV в. православным миссионером Стефаном Храпом (Пермским), который использовал для этого славянские и греческие буквы. Эта письменность бытовала до XVII в. Он также впервые перевел на древнекоми язык несколько религиозных книг. В XVII в. был создан новый алфавит полностью на русской графической основе. В XIX в. было начато издание религиозной литературы на коми языке, появляются первые словари и грамматики.
В 1920 г. был введен новый (так называемый молодцовский алфавит), для которого также была использована русская графика. В 1932-1938 гг. для коми-письменности использовалась латинская графика. С 1939 г. по настоящее время в основе коми-алфавита лежит русская графика с дополнительными буквами.
Религия
Православие: Коми - православные христиане. В числе коми имеются группы старообрядцев.
Этногенез и этническая история
Впервые предки коми (древнепермская этнолингвистическая общность) обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее происходит распространение древних пермян на север, в Прикамье.
В I тыс. до. н. э. (железный век) на территорию современной Республики Коми проникают предки коми.
В IV-VIII вв. н.э. на Северо-Востоке Европейской части России (территория современного расселения коми) известна ванвиздинская культура, носители которой говорили на финно-пермских языках.
Кроме того, в первой половине I тыс. н. э. древнепермская этнолингвистическая общность разделяется на предков общекоми и удмуртов. Центром обитания коми общности было Прикамье. В последней четверти I тыс. н. э. произошёл распад этой общности. Часть населения мигрировала в бассейн Вычегды, где смешались с носителями ванвиздинской культуры. На Выми и нижней Вычегде, очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и верхней Вычегде доминирующим элементом стали переселенцы из Прикамья.
В результате взаимодействия сложилась вымская культура (IX—XIV вв.), соотносимая с летописной пермью вычегодской.
Население перми вычегодской имело устойчивые торговые и культурные связи с Прибалтикой, Поволжьем и югом. В последнее время ее существования происходит мощное воздействие культуры восточных славян.
В XV—XVI вв. под давлением славяно-русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки, на Пинеге, нижней Вычегде, Виледи, Яренге, нижней Лузе.
С этого времени вплоть до начала ХХ в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму.
В процессе взаимодействия с окружающими этносами в состав коми вошли ассимилированные группы вепсов, русских, ненцев и манси. Это отразилось на антропологическом облике и отдельных компонентах культуры коми, привело к образованию в составе коми отдельных этнолокальных групп (См. раздел Этнические и этнографические группы).
В XVI—XVII вв. на территории коми известно несколько административных образований - волостей и земель: Удорская волость, Глотова слобода, Вымская земля, Сысольская земля, Ужгинская волость и ряд других. В XVII в. коми сосредотачивались в Сольвычегодском, Яренском и Пустозерском уездах.
В XVII—XIX вв. происходит переселение значительных групп коми на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.
В XVIII - начале XX вв. большинство коми обитало на территории Яренского и Усть-Сысольского уездов, которые входили в Вологодскую губернию и Печорского уезда Архангельской губернии.
В 1921 г. была создана Автономная область Коми. В 1936 г. она была преобразована в Коми АССР (с 1991 г. Коми ССР, с 1992 г. - Республика Коми).
Хозяйство
До XVIII в. основными занятиями коми были охота и рыболовство. Земледелие и скотоводство составляли подсобные отрасли хозяйства. К ХVII в. была освоена вся благоприятная для присваивающе-производящего хозяйства территория, началось невозобновляемое истребление зверя. В результате этого часть коми мигрировала в другие регионы. Оставшееся население вынуждено было преобразовывать основное хозяйство. Ведущее положение с этого времени занял земледелие и скотоводство, причём в южных регионах основой стало земледелие (трехполье в сочетании с подсекой), на севере — скотоводство (преимущественно оленеводство).
Пашенное земледелие базировалось на удобрении почвы навозом. Основными земледельческими орудиями служили: топор (чер) для сведения леса на подсеке, соха (гoр) для вспашки земли, бороны (агас, пиня), серп (чарла) для уборки зерновых, цеп (вартан, чап), а также колотушка (кичига) для обмолота снопов. Основные культуры — ячмень, рожь, лен, конопля, репа; выращивали также редьку и лук.
Земледелие было тесно связано с животноводством. Держали коров, лошадей, овец. В Прилузье и на притоке Вычегды Локчиме в ограниченных размерах занимались свиноводством. Из птиц держали кур ради яиц. Выделялась группа со специализированным оленеводством – коми-ижемцы (См. Коми-ижемцы).
Скот был выносливым, неприхотливым к корму, но малопродуктивным. Он находился до 7-8 месяцев в году на стойловом содержании. Летом практиковался вольный выпас, труд пастухов использовался редко. Развитие животноводства сдерживала ограниченность сенокосных угодий.
При недостатке кормов использовали различные суррогаты: солому, ветки деревьев, рыбную муку, на севере также ягель, рябиновую кору, мясо белых куропаток.
Заметное место в хозяйстве коми занимала охота. Выделялось 2 охотничьих сезона: осенний (с сентября по ноябрь) и зимний (с января до апреля). Осенью охотились индивидуально, преимущественно на боровую дичь поблизости от дома. Каждый охотник имел путик — тропу, по маршруту которой ставил ловушки: плашки (нальк), слопцы (чoс), кляпцы (кляпча), кулемки (пыльoм) и другие, а также силки и петли (лэч). Для отдыха, хранения припасов и добычи на путике строились пзбушки (кола, вoркерка), амбары (тщамья, турыш), бани (пывсян).
Зимой добывали основную товарную продукцию - пушнину. Для этого создавали охотничьи артели, которые удалялись от своих поселений на большие расстояния (за несколько десятков километров). Охотились с ружьем (пищаль), применяли сети (казь). На ночлег останавливались в шалашах (чом). Средством передвижения служили лыжи лыжи (лызь), подбитые оленьим камусом (кыс) или голицы (лямпа). Груз транспортировали при помощи ручных нарт (норт).
Меньшее значение имело рыболовство. На небольших водоемах рыбной ловлей занимались в одиночку. На речках делались запоры из сосновой лучины или иного подручного материала, в которые ставили ловушки-верши (гымга). Использовались крючковые снасти, саки и остроги (азълас).Для ловли рыбы на крупных реках рыбаки объединялись в артели, применяли сети (ставные - кулoм, трегубеч плавные - сырп), бредни (кoвтым), невода (тыв).
В XIX в. получили развитие такие промыслы как портняжное, шерстобитное, пимокатаное, коновальство, углежжение, заготовка руды для нужд металлургических заводов. В конце XIX в. первостепенное значение приобрели заготовка и сплав леса.
С 1930-х гг. началась добыча нефти и угля. В 1939 г. были созданы первые нефтеперерабатывающие предприятия. С 1970-х годов стала усиленно развиваться добыча природного газа. В настоящее время действуют многочисленные деревообрабатывающие предприятия.
В современной Республике Коми ведущее место занимает промышленность, возникшая в советский период (строительная, легкая, пищевая и др.). В середине 1980-х гг. в республике насчитывалось около 50 сельскохозяйственных предприятий. Преимущественное развитие получили животноводство, производство кормовых культур, картофеля и овощей, возникло тепличное хозяйство. Улучшились породы крупного рогатого скота. Выросла роль свиноводства и птицеводства. На севере продолжает развиваться оленеводство.
В настоящее время сохраняются традиционные охота и рыболовство. Охотники продолжают добычу дичи и пушнины. Преобладает индивидуальный промысел с ружьем. Получило развитие пушное звероводство. Продолжает существовать промысловое рыболовство.
Традиционная одежда
Традиционную одежду (паськoм) и обувь (кoмкот) изготавляли из холста (дoра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).
У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дoром) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вoнь). Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздoра). Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (зборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Деталью свадебной одежды невесты служил юрной - очелье без дна, обтянутое красным сукном.
Мужская одежда - рубаха-косоворотка и штаны, заправленные в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.
Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур). Весной и осенью носили зипуны (сукман, дукос). Зимой надевали овчинные шубы (пась, кузъпась), полушубки (дженид пасъ), Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды (См. Коми-ижемцы). Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз).
Обувью летом и осенью служили кожаные коты (кoтi, уледи). Их надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiм) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.
Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур. У городского населения в 1980-е гг. вошли в моду так называемые “пимы” из оленьего камуса (кыс).
Традиционные поселения и жилища
Традиционными поселениями коми в XIX - начале XX вв. являлись села (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой тип застройки, в один или несколько порядков. В конце XIX — начале XX в. распространяется уличная планировка. Дома фасадами ориентировались к реке или на южные направления.
Традиционный тип расселения на юге - гнездовой, на севере отдельные поселения удалены друг от друга на значительные расстояния.
Некоторые крупные села растягивались на несколько километров в длину. Обычно они образовывались в результате срастания нескольких мелких поселений.
Кроме сельских поселений, на территории расселения коми появились поселки при предприятиях. Единственным городом был уездный центр Усть-Сысольск.
В советское время возникли многочисленные поселки городского типа и города.
Традиционным строительным материалом у коми служило дерево. Жилые и хозяйственные постройки объединялись в единый дом-двор (коромина). Связь жилой и хозяйственной частей — однорядная и слитно-двухрядная. Дома возводились на высоком подклете, который использовался как хранилище (гoбoч).
Скотный двор был двухъярусным. Холодные хлев (карта) и конюшня (гидня) пристраивались к жилой избе, при этом одна из стен являлась общей одновременно для дома и для хлева. Внутри хлева устраивалось теплое, отгороженное помещение (гид) - отдельно для овец, а также отдельно для телят и коров после отела. На верхнем ярусе закрытого двора (сарай, стын) хранились сено, хозяйственный инвентарь.
В составе крестьянской усадьбы находились также крытая загородка (сайник, загун) для лошадей, хранения сельскохозяйственного инвентаря, овин (рыныш) и гумно (гумла), амбар (кум, турыш), погреб (пагрен, кoбрег), баня (пывсян).
В южных районах проживания коми бытовали одноэтажные жилища. В северных районах с конца XIX в. распространились двухэтажные многокомнатные дома, иногда с мезонином. Одноэтажные жилища обычно состояли из двух изб (керка) — летней и зимней.
Внутренняя планировка жилища севернорусского типа: печь (пач) располагалась в углу у двери устьем (пачвом) к фасадной стене. Над входной дверью (oдзoс) устраивались полати (пoлать).По диагонали от печи находился передний угол (енув пельoс).
Но были и варианты. На востоке этнической территории коми бытовала иная планировка жилого комплекса. Один скат крыши покрывал обе избы, другой - двор. Навес крыши обращался к улице. Печь стояла в удаленном от входа углу, устьем в сторону двери. По диагонали от печи находился передний угол. Рядом с печью имелся вход в подполье (гoбoч выв), под потолком были встроены полати. Над голбцем (паччер oшинь) устраивалось специальное окно.
С первой половины XX в. стали сооружать дома-пятистенки (квайт пельoса керка), шестистенки (кoкъямыс пельoса керка) и крестовики (oкмыс пельoса керка). Внутри дома выделились комнаты и кухня. Исчезли многие хозяйственные постройки крестьянской усадьбы. В настоящее время сохраняют свои функции скотный двор, амбар, погреб и баня.
Пища
Традиционная пища коми включала продукты как растительного, так и животного происхождения. С мясом обычно варили похлёбки (яя шыд), готовили постные кислые щи (азя шыд), мучные болтушки и другие похлебки. Из рыбы варили уху (юква), ее жарили, пекли с ней праздничные пироги (черинянъ), ели свежемороженой, соленой, квашеной.
Хлеб в рационе был ограничен, его пекли нередко с различными добавками из рябиновой коры, листьев рябины и малины, соломы, борщевика (азьгум) и лебеды (пoттурун). Из муки (пызь) и крупы (шыдoс) варили каши (рок). Ячменная и ржаная мука использовалась для приготовления выпечных изделий: ярушников (ид нянь), шанег (кыз ку, рыська шаньга), сочней, пирогов, а также пельменей (пельмень).
Использовались молоко и молочные продукты: молоко (йoв), творог (рысь), сметана (нoк), простокваша (шома йoв), масло (вый). На зиму заготавливались дикорастущие ягоды и грибы. В пищевой рацион входили овощи: редька, лук, репа и капуста, со второй половины XIX в. - картофель.
Традиционные напитки - хлебный квас (ырoш, сюкoсъ), сусло (чужва), пиво (сур), березовый сок (зарава). Из пареной репы варили взвар. Повсеместно был распространён чай, который заменяли растительные настои.
Имелись обрядовые блюда. Так, после завершения сенокоса, из ячменной муки, обжаренной на масле, варили обрядовую кашу (чомор, косаа рок), готовили жареные колобки и калачи (печенича).
Современная пища коми наряду с покупными продуктами, включает некоторые традиционные блюда, прежде всего выпечные изделия, овощи, молочные продукты, ягоды и грибы.
Социальная организация
Основная масса коми до революции 1917 г. относилась к сословию государственных крестьян, которые были объединены в общины (мир). Общины состояли из больших семей и патронимий. Группа родственников, происходящая от одного предка назывались котыр, чукoр или став. В конце XIX — начале XX в. большие семьи почти повсюду распались.
При заключении брака ведущими являлись материальные интересы и указания родителей. При несогласии с родительской волей совершалась свадьба “убегом”. На Удоре до конца XIX в. иногда практиковались похищения невест, чаще с их согласия. В Советское время церковная регистрация брака сменилась государственной регистрацией.
Простейшую экономическую единицу составляло индивидуальное крестьянское хозяйство, объединявшее, как правило, одну семью. Широкое распространение получили разнообразные производственными объединения - артели. Существовал обычай деревенской взаимопомощи (помеч).
В настоящее время у коми преобладают малые семьи из 2-4 человек, особенно среди городского населения. Меньше распространены трехпоколенные семьи.
В советское время у коми возник многочисленный рабочий класс, сформировалась национальная интеллигенция: учителя, врачи, научные работники, инженеры, агрономы.
Духовная культура и традиционные верования
Несмотря на христианизацию, у коми сохранялись реликты дохристианских верований. Обожествлялись природные объекты, например Войпель — хозяин леса, Йома — хозяйка лесных животных, некоторые деревья: береза (кыдзпу), ольха (ловпу), животные: утка (чoж), медведь (ош), щука (сир). Так, щучьи зубы служили оберегом. Сохранялся культ предков. Коми верили в существование двух душ у человека (христианская душа — лов и двойник человека — орт).
Хозяйственная деятельность сопровождалась различными обрядами. Существовали, например, обряды жертвоприношений, устраивались коллективные праздничные трапезы.
Традиционная свадьба коми близка севернорусской. Но существуют и различия, в том числе и между этнографическими группами. Для охраны участников свадьбы от сглаза приглашали колдуна (тoдысь). В некоторых районах жених с невестой лично обходили или объезжали дворы, приглашая гостей на свадебное торжество.
В похоронном обряде сохранялись архаические представления о загробной жизни. Подчёркивалась связь гроба с жилищем. Он назывался словом “дом” (горт), в крышке прорезывалось окошко (в ХХ в. рисовалось карандашом). Над гробом сооружали дощатую крышу или покрывали его берестой. Могилу предварительно выкупали. Для защиты от вредоносных действий покойника гроб выносили через взвоз, а затем трижды запирали дверь. Личные вещи умершего раздавались и уничтожались.
Отдельные элементы семейных обрядов, особенно похоронных, сохраняются до настоящего времени. Продолжают сооружать над гробом крышу, после выноса покойника моют помещение, организуют поминальное угощение.
Значительное развитие получила народная медицина. За лечением обращались к колдунам (тшыкодчiсь), знахарям (тoдысь).
В традиционной духовной культуре коми большое место занимал фольклор. Известны эпические поэмы и сказания о богатырях (Пере), героях (Йиркапе, Педоре Кироне) и знаменитых колдунах (Корт-Айке, Яг-Морте, Шипиче). Совместным творчеством коми-ижемцев и ненцев является ижмо-колвинский эпос, исполнявшийся на коми языке. Наиболее развитый жанр фольклора коми — сказки. Многообразны пословицы, поговорки, загадки. Получило развитие песенное творчество (лирические, трудовые песни, импровизации, частушки), танцы, игры. Среди танцев известны тройка, восьмерка, поводок, русская, кадриль, краковяк. Проводились состязания в беге, прыжках, поднятии тяжестей, перетягивании, игры в городки, в бабки.
У коми имелись национальные смычковые (сигудoк) и струнные музыкальные инструменты (брунган), различного рода флейты (пoлян, чипсан), дудки (буксан), а также заимствованные у русских гармонь и балалайка.
Современные этнические процессы
В 1940-50-х гг. коми стали этническим меньшинством на своей этнической территории, что привело к развитию ассимиляционных процессов.
По сведениям переписи 1989 г. и микропереписи 1994 г. доля коми в населении одноименной республики возросла с 23,3% до 26,6% но большую часть его по-прежнему составляют русские (57,6%). Коми составляют большинство только в 6 из 20 районов (Ижемском, Усть-Куломском, Корткеросском, Сысольском, Прилузском и Сыктывдинском).
В настоящее время около половины всех коми республики являются горожанами, но доля коми среди городского населения в 1989 г. составляла всего 14,4%. Это создает предпосылки для развития интенсивной ассимиляции коми.
В 1989 г. коми составляли 50,6% сельского населения. Существуют значительные различия в этническом составе населения сел и поселков лесозаготовителей. В 84,8% сел и деревень основным этносом являются коми, в 14,4% - русские, в 0,8% - нет заметного преобладания какой-либо этнической общности. В большинстве поселков (73,5%) преобладают русские, только в 22,8% - коми, 3,7% не отличаются преобладанием какой-либо национальности. Хотя село перестало быть однонациональным, здесь более благоприятные условия для сохранения этнической культуры коми. В сельской местности коми население ассимилируют инонациональное население.
Негативное влияние на этническое развитие коми оказывают преимущественное развитие добывающих отраслей промышленности и связанное с этим разрушение традиционной среды обитания.
К настоящему времени консолидационные процессы у коми близки к завершению. Вместе с тем, по данным массового опроса населения 1987-89 гг. четверть опрошенных отметила существенные различия между этнолокальными группами, около половины указали на незначительные особенности.
В 1989 г. была создана общественная организация - Комитет по возрождению народа коми - "Коми котыр", основной задачей которой является пропаганда языка и развитие национальной культуры коми.
Библиография и источникиКлассические работы- Знахарство, колдовство и порча у народа коми/Сидоров А.С.//Ленинград-1928
- Зыряне и зырянский край/Попов К.//Москва-1874
- Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков)./Белицер В.Н.//Москва//Труды Института Этнографии. Новая серия. Том 45.-1958
Общие работы- Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX -начале ХХ века/Конаков Н.Д.//Москва-1983
- Очерк этнической истории Печорского края/Лашук Л.П.//Сыктывкар-1958
- Формирование народности коми/Лашук Л.П.//Москва-1972
- Краткий этимологический словарь коми языка/Лыткин В.И., Гуляев Е.С.//Москва-1970
- Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык/Лыткин Г.С.//Санкт-Петербург-1889
- Мифология коми//Москва-1999
- Расселение коми в XV - XIX вв./Жеребцов Л.Н.//Сыктывкар-1972
- Формирование этнической территории коми (зырян)/Жеребцов Л.Н.//Сыктывкар-1977
Отдельные аспекты- Традиции трудового воспитания детей у коми крестьян в XIX - начале ХХ вв. коми/Соловьев В.В.//Сыктывкар//Традиции и новации в народной культуре коми-198345-51
- Традиционные представления народов коми, связанные с плотницким ремеслом (XIX - начало ХХ вв.)/Теребихин Н.М.//Сыктывкар//Вопросы этнографии народа коми-1985159-167
- Некоторые архаичные представления коми по материалам погребального обряда/Семенов В.А.//Сыктывкар// Вопросы этнографии народа коми-1985168-175
- Баня в традиционном быту коми/Ильина И.В., Шибаев Ю.П.//Сыктывкар//Вопросы этнографии народа коми-1985109-119
- Узорное вязание коми/Климова Г.Н.//Сыктывкар-1978
- Водные средства сообщения народа коми/Конаков Н.Д.//Сыктывкар-1979
- Брусяной промысел/Конаков Н.Д.//Сыктывкар// Вопросы этнографии народа коми-198563-80
- Из истории земледельческо-скотоводческого хозяйства коми/Лашук Л.П.//Сыктывкар//Труды Коми филиала АН СССР. № 8.-1959119-132
- Свадьба народа коми/Плесовский Ф.В.//Сыктывкар-1968
- Берестяные изделия коми/Романова Г.Н.//Сыктывкар//Этнография и фольклор коми-197696-106
- Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка у коми/Ильина И.В.//Сыктывкар//Традиции и новации в народной культуре коми-198314-24
- История религии и атеизма народа коми/Гагарин Ю.В.//Москва-1978
- Семейные праздники и обряды сельского населения в Коми АССР/Гагарин Ю.В., Дукарт Н.И.//Сыктывкар//Этнография и фольклор коми-197675-90
- Декоративно-прикладное искусство народов Коми/Грибова Л.С.//Москва-1980
- Народная одежда коми в XVII - XVIII вв./Жеребцов Л.Н.//Вологда//Вопросы аграрной истории Европейского Севера. В. 4-1970352-360
- Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами/Жеребцов Л.Н.//Москва-1982
Отдельные региональные группы- Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - начале ХХ вв./Жеребцов Л.Н.//Москва-1972
Публикация источников- Образцы коми-зырянской речи//Сыктывкар-1971
- Коми пословицы и поговорки/Плесовский Ф.В.//Сыктывкар-1973
© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional
Education
Известно, что то, как одевались те или иные народы, определялось ландшафтом и
климатом местности, в которой эти народы расселялись. Не случайно традиционная
одежда коми сходна с одеждой северорусского населения, а у северных коми — также
и с ненецкой. Сходство одежды вызвано сходством климата. Чем южнее жили коми,
тем ближе к русской, чем дальше на север, тем больше сходства было с одеждой
коренных народов Крайнего Севера. А как обстоят дела с одеждой в интернете?
Полагаю, климат и ландшафт слабо влияет на жизнь в Мировой паутине. Чтобы
убедиться в этом, нужно заглянуть в интернет-магазин
одежды.
|