Годоберинцы, гъибдиди |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Годоберинцы, гъибдидиГодоберинцы, гъибдиди (самоназвание), народ в России. Численность около 3 тыс. человек. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на годоберинском языке, имеющем диалекты. Распространены аварский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты. К концу XIV века часть годоберинцев исповедовала христианство, часть — традиционные верования. Исламизированы годоберинцы в XVI веке. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития годоберинцев. После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. По переписи 1897 годоберинцев насчитывалось 1172 человек, 1926 — 1512. В феврале 1944 жители села Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в 1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский район, село Теречное. Традиционные занятия годоберинцев — пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, производство войлока. Основные современные занятия — земледелие, скотоводство, садоводство, подсобное — пчеловодство. Многие годоберинцы живут в городах, заняты в промышленности. Традиционные поселения на холмах, улицы довольно широкие, неправильно расположенные. Центр селения — мечеть и годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с XVI—XVII веков имели чисто территориальный характер. Традиционное жилище из камня, дерева (в последнее время — также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в плане, каркасно-столбовое; ныне дома современного типа. Традиционная одежда сходна с одеждой ботлихцев. В основе мужского костюма — туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиционная обувь нескольких типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т. д. В комплекс женской одежды входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. В традиционной пище преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее распространённое — хинкал с мясом и без него, с приправой. В основе традиционной социальной организации — сельская община, большое значение имели патриархальные кровнородственные объединения — тухумы. Семья малая, счёт родства ведётся по отцовской и по материнской линиям. Широко распространена родственная и соседская взаимопомощь. Похоронно-поминальная обрядность сочетает элементы домусульманских и мусульманских обрядов. Жанры фольклора разнообразны — предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и т. п., некоторые двуязычны (передаются также на аварском языке). Популярны легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов. Развита народная медицина. Сохраняются домусульманские анимистические представления (вера в духов, культы предков, деревьев и т. п.). Б. М. Алимова, Д. М. Магомедов Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 136.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |