Гинухцы, генухцы, гьинози, гьенозе |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Гинухцы, генухцы, гьинози, гьенозеГинухцы, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназвание), народ в России. Численность 0,6 тыс. человек. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гинухском языке. Распространены также аварский, русский, гунзибский, бежтинский, цезский и грузинский языки. Письменность на аварскском языке на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты. В раннем средневековье подвергались христианизации. В XV — второй половине XVIII вв. были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев 1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран. С 1921 в составе Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В 1947 гинухцев насчитывалось 244 человека. В 1944 гинухцы принудительно были переселены на территорию чеченцев; в 1957 вернулись на свою территорию. Основное традиционное занятие — скотоводство, главным образом овцеводство. Разводили коров, коз; занимались коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овёс. Разводили пчёл, занимались охотой. Домашние ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Основные занятия в наши дни: отгонное скотоводство (главным образом овцеводство) и полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения. Основа традиционной социальной организации — община (джамаат) скотоводов-воинов. Сохранялась роль патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. Жилища прямоугольные в плане, каменные, главным образом двухэтажные, с хлевом на первом и жильём на втором этаже. Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; местами сохранились открытые лоджии. Мужская традиционная одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, различные овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, башмаки, ноговицы, со второй половины XIX века сапоги с каблуком русского образца. Носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных (реже — в серебряных) ножнах. Женская традиционная одежда: туникообразные платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шёлковые платки, тёплые шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин (кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными камнями. Пища в основном мучная и мясо-молочная. Основные блюда — хинкалы, толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, вареники, молочные и мясные похлёбки. Устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки) на аварском и гинухском языках. Развита народная медицина. Сохранились традиционные представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом, тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, рощи, озера и т. д. С. А. Лугуев, М. Ш. Ризаханова Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 135.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |