Дидойцы |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ДидойцыДидойцы, дидои, цезы (самоназвание — "орлы"), циунтиал, дидо, народ в России (7 тыс. человек). Относятся к цезским народам, коренному населению Западного Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. человек). Общая численность 8 тыс. человек. Часть исследователей считает дидойцев субэтнической группой аварцев. Говорят на цезском языке. Распространены также русский, аварский и грузинский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты. В сочинениях античных авторов Плиния Старшего (I век) и Клавдия Птолемея (II век) дидойцы (дидури) упоминаются как племя на Кавказе. Под этим названием известна (до середины XI века) конфедерация союзов сельских общин, включавшая многие горские народы Западного Дагестана. С конца XV века дидойцы — чисто этническое понятие. После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, в антиколониальном восстании 1877. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 Республика Дагестан. Традиционные занятия: отгонное животноводство, главным образом овцеводство; пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, овёс, полба, бобовые, с конца XIX века — кукуруза, картофель). Было развито сукноделие, выработка кож и овчины, кузнечное ремесло, выделка деревянной утвари. Распространены отхожие промыслы. В советский период значительно увеличены площади под зерновые, получили развитие садоводство и овощеводство, главным образом на Кумыкской плоскости, куда переселилась часть дидойцев. Дидойцы были организованы в общины-джамааты, характерны кровнородственные союзы — тухумы. Преобладала малая семья, до 40-х гг. XX века бытовали формы неразделённой семьи. Селения ступенчато-кучевые, укреплялись боевыми башнями. Основной тип жилища — прямоугольное в плане двух- и трёхэтажное каменное строение, первые этажи — хозяйственные службы, верхний этаж — жильё. Открытые лоджии с XIX века заменяются галереями. Крыши плоские, земляные, у отдельно стоящих домов и хозяйственных построек — двускатные. Традиционная одежда общедагестанского типа, у мужчин: рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока, дерева и др. Голову брили, носили усы и бороду. Женская одежда: туникообразные платья-рубахи, штаны, чепец-накосник, шерстяные и шёлковые платки, шали, та же обувь, что и у мужчин. До первых десятилетий XX века мужчины и женщины зимой иногда носили штаны и рубахи из овчины мехом вовнутрь. Женские украшения из серебра: серьги, кольца, браслеты, налобные, нагрудные и др. Традиционная пища мучная и мясо-молочная. На аварском и цезском языках передаются пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, плачи, колыбельные и др. Характерны увеселительные собрания по половозрастному принципу в осенне-зимний период. Сохранились пережитки культов земли, неба, светил, огня, гор, рек, лесов, родников и др., анимистических, тотемических представлений, веры в магию и т. д., верований, связанных с культом Белого камня. С. А. Лугуев, Д. М. Магомедов Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 161-162.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |