Чулымцы, чулымские тюрки |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Чулымцы, чулымские тюркиЧулымцы, чулымские тюрки, июс кижилер (самоназвание, буквально чулымские люди), пестын кижилер (самоназвание, буквально наши люди). В Российской Федерации (Томская область, Красноярский край) живут в бассейне реки Чулым и его притоков Яи и Кии. Численность 688 тыс. человек (1996). Этнические группы — среднечулымские, или мелесские, и нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгулинско-каргачинской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюковской и курчиковой групп). Говорят на чулымско-тюркском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: нижнечулымский (говоры: кецик, кюэрик, ячинский, чибинский и ежинский) и среднечулымский (говоры: тутальский и мелетский). Верующие чулымцы — православные. Краниологические данные указывают на связи с тюркоязычным населением Южной Сибири (особенно с кызыльцами), а также с нарымскими селькупами и томскими татарами. Выявляются самодийский (в основном селькупский) и кетский субстраты, а также монгольские элементы. Тюрки проникают на Чулым начиная со второй половины 2-го тысячелетия нашей эры преимущественно из Южной Сибири. Выявляются теле-уйгурский, киданьский, сибирско-татарский, телеутский, енисейско-киргизский, обско-татарские (темерчинский и др.) и другие компоненты. После вхождения Сибири в состав России в XVI—XVIII веках небольшая часть чулымцев была ассимилирована русскими, а также кызыльцами, обскими и томскими татарами. Численность чулымцев в XVII веке сократилась с 1040 до 830 человек, в начале XVIII века составляла 1520 человек, в начале XIX века (1816) — 3900 человек и в конце XIX века — 4825 человек. В советский период чулымцы были отнесены к хакасам. Наблюдается укрепление культурных связей с хакасами, ускорение ассимиляции чулымцев русскими. Сокращается численность чулымцев, уменьшается число говорящих на родном языке. Поселения чулымцев располагаются около рек, стариц и озёр, что связано с одним из основных занятий — рыболовством. Зимой переселялись на охотничьи стойбища. Охота к началу XX века приобрела в основном товарное пушное направление. Подсобную роль играли собирательство съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черёмуховой сарги, бересты, крапивы и конопли (для получения волокна для пряжи), ягод. Имеются сведения о примитивном ручном земледелии до прихода русских. Позднее здесь распространилось плужное земледелие. До появления русских выращивали в основном ячмень и просо, позднее под влиянием русских распространились рожь, овёс и пшеница. Скотоводство было развито слабо. Домашние ремёсла — ткачество, изготовление верёвок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетённой из прутьев или коры), лодок, лыж, нарт, кожевенное дело, плотницкие работы и т. д. Большая часть современных чулымцев занята наряду с русскими сельским хозяйством, в лесной промышленности. Передвигались верхом на лошадях, на запряжённых лошадьми телегах и санях, волокушах (салатца), ручных прямокопыльных нартах (шанак, чанак), иногда с подпряжением одной или двух собак, долблёных, дощатых и берестяных лодках (кеме, каюк), плотах, лыжах — подшитых мехом (шана, сана, мэгнэ), и голицах (кана, каначак, тыгаргэ). Традиционные средства передвижения частично сохраняются в настоящее время. Традиционные поселения — улусы, были зимними и летними. В летних поселениях занимались земледелием, выпасом скота, рыболовством, в зимних — охотой. К XIX — началу XX вв. они были вытеснены постоянными поселениями, подобными русским деревням и сёлам; часто селились вместе с русскими. В отдельных местах поселения назывались юртами. Традиционные жилища — землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жилища — чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII века основным типом жилища становится русская изба, в XIX веке — пятистенные и крестовые срубные дома. В интерьере жилищ в каждой группе чулымцев были свои особенности, характерны чувалы (чуал) с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега) для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами и домашней утварью. Основные хозяйственные постройки — амбары (клат), хлевы (оран), сараи, бани, крытая часть двора или загороди для скота. Одежда состояла из рубахи и штанов. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья туникообразного покроя — из ситца или шёлка, часто были оторочены мехом. Штаны первоначально были из налимьих шкурок, позднее — холщовые. И женщины, и мужчины носили камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), покрытые шёлком. На голову надевали белые или алые колпаки, покрывала (тастар), полусферические шапки из красного бархата, опушённые лисьим мехом, с длинными красными шёлковыми кистями, пришитыми к верху, зимние меховые шапки. В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая овальнозагнутая спереди и сзади обувь), чирки (невысокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки. Женщины заплетали несколько кос, носили подвески, в том числе из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни. Мужчины носили рубахи, шерстяные и дабовые (из китайской хлопчатобумажной ткани, обычно синего цвета) кафтаны (тар, шобур) со стоячим воротником, опушённым мехом росомахи или выдры, халаты из русских и среднеазиатских хлопчатобумажных тканей и китайской дабы, суконные штаны, зимой — тулупы, шубы, дохи из козьих и оленьих (лосиных) шкур, опушённые мехом шапки, шапки типа ушанок, поршни, обувь из тальниковых прутьев, мягкие унты из козлиной кожи, сапоги с косо срезанным верхом голенища, охотничьи сапоги-бродни, сапоги русского покроя. В XVIII—XIX веках национальная одежда вытесняется русской. Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, с XIX века распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты, мясо домашних животных (особенно конина), потребляли грибы и свинину. Рыбу вялили, сушили и коптили. До конца XIX века заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану и другие растения. Многие молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино) были заимствованы у русских. Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толчёная вяленая или сушёная рыба), каша из курмача (очищенного и сушёного ячменя), талкан (болтушка из молотых зёрен или муки). Родовая община (суок) в XVII—XVIII веках сменилась территориально-соседской общиной (йон). Патриархальная семья в XIX веке была вытеснена малой моногамной. До конца XIX — начала XX вв. сохранялась патронимия, в некоторых селениях патриархальные семьи. В семейной и нередко в общественной жизни женщина была равноправна с мужчиной. Современная семья состоит из двух—трёх поколений. В православие чулымцы обращены в XVII—XVIII веках. До первой трети XX века сохранялись традиционные верования, шаманизм. Шаманскими атрибутами были белый головной платок, ожерелье из белых бус, сапоги, погремушка, ложка для кормления духов и др. Было распространено поклонение изображениям духов — родовых, семейных и личных покровителей (у женщин чаще всего — в виде птицы, у мужчин — в виде заячьей шкурки), хозяев природы, жилищ и т. д., культ предков, тотемов, священных деревьев и др. Изображения духов хранили в амбарах. Наряду с именами, данными при крещении, детям давали свои имена. Дохристианские элементы сохранялись и в погребальном обряде: с покойником укладывали в могилу (или на могилу) его вещи (трубку, огниво, охотничьи принадлежности, кисет и др.), устраивали тризну около могилы, разводили огонь и прыгали через него. Сохранились традиционный фольклор, орнаментальное искусство на изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи, близкое к искусству северных алтайцев, хакасов, шорцев. У русских заимствовали способы украшения наличников окон и карнизов домов и многие орнаментальные мотивы. Н. А. Томилов Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 635-636.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |