Чукчи
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чукчи

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Чукчи

Чукчи, лыгъо равэтлъан (самоназвание — "настоящие люди"), народ в Российской Федерации (15,1 тыс. человек), коренное население Чукотского АО (11,9 тыс. человек), живут также на севере Корякского АО (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском районе Якутии (1,3 тыс. человек). Говорят на чукотском языке чукотско-камчатской семьи. Распространён также русский язык (свободно владеют 61,3% чукчей, считают родным — 28,3%).

Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — "оленный человек") и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — "береговой"), живущих совместно с эскимосами.

Предки чукчей и родственных им коряков обитали во внутренних районах Чукотки. Они занимались охотой на северного оленя, вели сравнительно оседлый образ жизни. В начале 1-го тысячелетия часть племён продвинулась на морское побережье, где частично ассимилировала эскимосов, а частично восприняла их образ жизни и культуру. Оленеводство сложилось у тундровых чукчей, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до появления русских. Первые упоминания чукчей в русских документах — с 40-х гг. XVII века. Поселения "пеших" чукчей — оседлых морских охотников располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнёва и заливом Креста и далее на юге в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность чукчей в конце XVII века составляла около 8—9 тыс. человек. К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке. Расширение территории обитания чукчей сопровождалось окончательным выделением территориальных групп чукчей: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские чукчи) и др. В 1897 численность чукчей составляла 11751 человек. В 1930 был образован Чукотский национальный округ, с 1977 — автономный округ.

Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада отличались сравнительно крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочёвывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря.

Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Чауна было слабо развито. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью "бола" — метательного орудия из нескольких верёвок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений.

Традиционные ремёсла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. В XX веке развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку. Центром косторезного искусства стала мастерская в селе Уэлен (создана в 1931).

Большинство современных чукчей сохраняют традиционные занятия в рамках оленеводческих и промысловых хозяйств. Часть занята в животноводстве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере обслуживания, образования и здравоохранения. Семьи оленеводов живут в оседлых посёлках; укрупнены поселения приморских чукчей.

Для общественного строя чукчей к началу контактов с русскими было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имущественной дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной социальной единицей тундровых чукчей было стойбище из 3—4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15—20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские чукчи объединялись по несколько семей в байдарную общину (этвэт йырын), возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных чукчей существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До XVIII века было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к концу XIX века — малая патрилокальная. Существовали элементы группового брака ("переменный брак"), отработки за невесту, у богатых — многожёнство.

Основное жилище — разборный цилиндро-конический шатёр-яранга из оленьих шкур у тундровых чукчей и моржовых — у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Яранга приморских чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия. До конца XIX века у приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран — "дом из челюстей кита") — на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землёй. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой — через длинный коридор. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2—10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.

Тундровые чукчи передвигались на дугокопыльных нартах на оленях, приморские — на собаках. Пользовались также ступательными лыжами-ракетками, на Колыме — заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По воде передвигались в байдарах — лодках, вмещающих от одного до 20—30 человек, из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом.

Традиционная одежда — глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнём, к которому привешивали нож, кисет и др., двойные узкие штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских чукчей была распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в основном — в дороге. Женская одежда — меховой комбинезон (керкер), зимой двойной, летом — одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица: кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин. Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы.

Основная пища оленных чукчей — оленина, береговых — мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варёном и вяленом виде. Во время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира. Приморские чукчи заготавливали мясо крупных животных — кита, моржа, белухи, заквашивая его в ямах (копальгын) зашитым в шкурах. Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося. Листья карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок — замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толчёных корней с мясом и моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепёшки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.

Чукчи сохранили дохристианские верования (почитание животных — белых медведей, китов, моржей и др., священных предметов — амулетов, бубнов, устройства для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; шаманизм).

Традиционные праздники были связаны с хозяйственными циклами: у оленных чукчей — с осенним и зимним забоем оленей, отёлом, откочёвкой стада на летовку и возвращением с неё. Праздники приморских чукчей: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой.

Фольклор чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и северо-американских индейцев: сюжет о Вороне — трикстере и демиурге — и др.

Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар) и др. Кроме ритуальных танцев были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (буквально "горлом петь"), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих.

Письменность с 1931 на основе латинской, с 1936 — на основе русской графики. Чукотский язык преподаётся в школах, на нём ведутся радио- и телепередачи, в Магадане издаётся литература. С 1990-х гг. проблемами возрождения традиционной культуры чукчей занимается Ассоциация народов Чукотки.

В. А. Тураев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 616-617.


Автоэтноним (самоназвание)

Чаучу, чавчу.: Самоназвание ч а у ч у, ч а в ч у "имеющие оленей".

Основная территория расселения

Основная масса чукчей живет в Чукотским АО Магаданской обл., частично в Корякском АО Камчатской обл. и на востоке Республики Якутии (Саха).

Численность

Численность по переписям: 1897 - 11.711, 1926 - 13.100, 1959 – 11727, 1970 – 13597, 1979 – 14007, 1989 - 15184.

Этнические и этнографические группы

Исторически чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные (чавчу) расселяются в континентальной части Чукотки - чукчи-оленеводы, береговые (анкалын - ан -"море", кальн - "приморский"), прибрежные жители, охотники на морского зверя.

Антропологические характеристики

Антропологически чукчи, наряду с эскимосами, коряками и ительменами, включаются в материковую группу популяций арктической расы, генетически связанную с тихоокеанскими монголоидами. В то же время, специфический тепло регуляционный комплекс чукчей и эскимосов свидетельствует о длительности их проживания в экстремальных условиях Северо-Востока Сибири.

Язык

Чукотский: Чукотский язык входит в чукотско-корякскую группу/семью палеоазиатских языков.

Писменность

В 1930 г. на основе единого северного алфавита была создана письменность. В 1932 г. В.Г.Богораз составил первый букварь. С этого времени распространением письменности на Чукотке руководил специальный окружной комитет. Успешному распространению грамотности способствовало относительное единство чукотского языка. С 1936 г. письменность переведена на русскую графику.

Религия

Традиционные верования: Православные. Процесс христианизации, начавшийся в конце ХVII в. и продолжавшийся до начала ХХ вв., привел к распространению среди чукчей некоторых элементов православия, сопровождавшего внедрение русской культуры. Миссионерская деятельность значительно усилилась после того как во главе православной церкви северо-востока Сибири встал И.Е.Вениаминов, который считал, что приобщение аборигенов к вере возможно через повышение культуры в целом. Церковь достаточно активно боролась с "шаманизмом", в то же время, терпимо воспринимая синкретические с христианством его формы выражения» В советский период, когда основы атеистической пропаганды были направлены против христианства, можно наблюдать, в несколько видоизмененном виде, возрождение традиционных верований.

Этногенез и этническая история

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV - III тыс. до н.э. Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца ХVII – начала ХVIII вв. В то же время, современное хозяйственно-культурное разнообразие чукчей, отражает их активные контакты с соседними народами.
В основе формирования береговых чукчей, охотников на морского зверя, лежат, начиная с середины 1 тыс. н.э., их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие двух охотничьих традиций, в начальный период, в связи с отличиями практически во всех аспектах культуры, оно происходило в форме обмена. В последствии, часть чукчей, континентальных охотников на оленя, перешла к оседлому образу жизни и занятию морским зверобойным промыслом. При коренной трансформации экономики и культуры, в связи с демографической ситуацией (чукчей было больше) и характером освоения (подселения в эскимосские поселки, но образование в них собственных общин, создание чукотских поселений). они не утратили свою этническую специфику. Чукотская и эскимосская культуры сосуществовали в условиях взаимовлияния. Сохранению этнической культуры береговыми чукчами, способствовали и их достаточно интенсивные контакты с чукчами оленеводами.
История формирования оленных чукчей не столь очевидна. Согласно одной из точек зрения, оленеводство на Чукотке возникает конвергентно по отношении к другим сибирским центрам доместикации, на основе культуры охотников на дикого оленя, другая полагает заимствование оленеводства чукчами от тунгусов. Становление крупностадного оленеводства на Чукотке датируется ХУ111 в., в течение которого резке увеличивается поголовье домашних оленей, что. к середине XIX в., позволяет оценить его в качестве экономической основы общества чукчей-оленеводов. Исторически сложились две области расселения оленных чукчей: южная, в бассейне р.Анадырь и северная, от Анадырского хребта к побережью Северного Ледовитого океана. Внутри этих областей выделяются более мелкие группы, названия которых восходит к названию территории на которой они расселяются. Кочевое оленеводство определяет образ жизни и атрибутику культуры оленных чукчей. Сохранение во второй половине XIX в. натурального характера чукотского оленеводства, увеличение внешнего спроса на его продукцию, способствовало последующему вовлечению чукчей в товарные отношения (поставка на рынок мяса, шкур, кож, продукции ремесленного производства). В конце XIX - начале XX вв. оленеводство определяет и социальное расслоение чукотского общества.

Традиционная одежда

Основными материалами из которых изготавливалась традиционная одежда как оленных, так и приморских чукчей были оленьи и вне значительной части тюленьи шкуры, котрые в основном использовали для шитья обуви и отдельных деталей одежды.
Состав костюма чукчей отличался но полу, а так же по принадлежности к хозяйственной группе.
Так, нательной одеждой мужчин у приморских чукчей были натазники и двойные штаны из камуса и оленьей шкуры, оленные чукчи натазников не носили. Плечевая одежда летом у обеих групп чукчей состояла из глухой рубахи, сшитой мехом вовнутрь, зимний костюм дополнялся еще одной глухой рубахой, скроенной аналогично нижней, но мехом наружу. Одежда подпоясывалась с напуском, в который помещали мелкие предметы — табак, трубку, спички и т.п. Русские называли такую одежду "кукашка" или "кухлянка". Для защиты меховой одежды от влаги, поверх ее одевалась "камлея" — туникообразная глухая одежда с капюшоном. Это зимний комплект одежды. Летом носили либо старую зимнюю, либо аналогичную по крою, но сширую из ровдуги. Приморские чукчи изготавливали непромокаемые камлейки из кишок мроских млекоипитающих.
Зимняя обувь двойная (меховой чулок мехом вовнутрь и наружная камусная мехом наружу), заправляется под штаны. Летняя делалась из "дымовины" — оленьей шкуры из покрышки яранги. В комплекс зимнего костюма входили одинарные камусные руковицы и двойные капорообразные шапки.
Женская одежда по категориям костюма совпадала с мужской, нательная — пояс-повяка у приморских чкучей носилась с натазниками. Нижняя плечевая одежда — широко скроенный комбинезон с короткими штанинами шился мехом вовнутрь. Концы руковов и штанин имели вздержки. Зимний костюм дополнялся наружним кобмбинезоном сшитым мехом наружу. Чукотское название женского комбинезона «керкер». При длительных переездах и холодной погоде поверх двойного комбинезона носилась глухая одежда мехом вовнутрь с капюшоном — камлейка. Венская летняя одежда состояла из выношеного старого зимнего комбинезона и камлейки из хлопчатобумажных тканей. Женщины, как и мужчины в сырую погоду носили кишечные камлемки. Женская обувь по составу соответсвует мужской но имеет более длинные голинища, которые на ноге закрепляются завязками. В комплексе с комбинезоном обувь заправлялась в штанины, которые затягивались вздержкой. Женские руковици и головные уборы по конструкции и способам ношения не отличаются от мужских.

Традиционные поселения и жилища

В зависимости от вида хозяйственной деятельности, поселения чукчей делились на кочевые оленеводческие, которые состояли из переносных жилищ яранг и стационарные/сезонные поседения, образованные постоянными наземными и полуподземными жилищами.
Основное жилище оленных чукчей — яранга. Это каркасная постройка, жердевая основа которой образована двумя фигурами вращения: низ — цилиндрический, верх — конический. Стены образованы вертикальными шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонтальными шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур и дополнительно обвязывается ремнями. Жилая часть яранги состоит из пологов (ящик прямоугольной формы, сшитый из оленьих шкур), количество которых зависит от количества брачных пар, живущих в яранге. Полог отапливается и освещается жировыми лампами.
Жилище оседлых чукчей более капитальное. Это наземная или углубленная в грунт постройка. Ее основу составляет каркас из китовых челюстей и ребер. Сверху каркас перекрывался дерном и землей. Внутри по периметру стен шли нары, на которых, как и в яранге, располагались полога. В жилище были два входа: летний через крышу и зимний в одной из боковых стен. Каркас таких построек мог изготавливаться из бревен.

Пища

Чукотская модель питания характеризуется преобладанием мясной пищи. У оленных кукчей это оленье мясо, у морских охотников — мясо морских животных, причем последнее является более предпочтительным. При слабом развитии рыболовства, рыбная пища в рационе чукчей значительной роли не играла. Растительная пища, за исключением ягод, которые употреблялись в моменнт сбора и впрок не заготавливались, использовалась в качестве добавок к мясным и рыбным блюдам. Это «моховая каша», полупереваренный мох, который добывался из оленьих желудков, листья ряда растений, например, карликовой березы, коренья, внутренняя часть древесной коры и корней березняка. Растительная пища заготавливалась на зиму как правило в сквашенном виде. У чукчей как и у большинства народов Сибири широко распространено сыроедение. Основная технология приготовления пищи варение. Состав блюд не отличается разнообразием. Это похлебки на основе крови животнных, варенного мяса с добавлением субпродуктов и дикоросов. Возможна консервация мяса. Оно проваривалось в небольшом количествве воды с добавлением кореньев. Полученный фарш формировался в виде больших шаров, которые зимой промораживались. К традиционным напиткам относится чай.

Библиография и источники

Отдельные аспекты

  • Очерки истории и ээтнографии чукчей. М.; Л., 1965./Вдовин И.С.
  • Одежда чукчей, коряков и ительменов // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976. С. 5-88/Прыткова Н.Ф.
  • Материальная культура чукчей. М., 1991./Богораз В.Г.
  • Жилище народов Сибири. (Опыт типологии). М., 1998./Соколова З.П.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС