Организация тламеме |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Организация тламеме
Носильщики-тламеме. Со старинного рисунка. Организация тламеме являлась слепком с политической месоамериканской структуры. На местном уровне индейское общество состояло из небольших округов. Местные правители, тлалоке, сидели в столичных городах, называемых испанцами cabeceras. В шестнадцатом веке под «саЬесега» имели в виду столицу местного индейского правителя, носившего титул тлатоани. По словам Диаса дель Кастильо, тлатоани нанимал тламемеке для переноски товаров в соседний округ, где их освобождали от поклажи. Впрочем, принципы организации тламеме так и остались не до конца прояснёнными. Им платили за их труд, но бывали и исключения. Переноска грузов считалась частью трудовой повинности в пользу саЬесега и поэтому не оплачивалась. Хассиг упоминает, что в доиспанский период тламемеке платили за доставку дани, хотя, очевидно, и по более низкой ставке, чем за другие грузы. Кроме того, тламемеке, как и остальные группы, имели перед знатью определённые обязанности. Principales, как называли испанцы знатных индейцев, обладали ограниченными правами на использование труда тламемеке, и они были ясно прописаны в документах колониального периода. Как указывает Хассиг, эти права, по-видимому, возникли из реалий доиспанского периода (1985:32—33). Principales могли нанимать тламемеке только для своих личных нужд. Хоть тламемеке и были организованы по округам, они, очевидно, носили грузы из родного саЬесега в саЬесега ближайшего округа, а не внутри своих округов от одной границы к другой. Доставка грузов из одной саЬесега в другую позволила создать внутри каждого округа более простую и централизованную организацию тламемеке. Если бы переноска грузов осуществлялась от одной границы к другой, тламемеке пришлось бы селить у границ на главных дорогах либо внутри или под cabecera.
Хассиг перечисляет не менее четырёх исключительных случаев, когда нарушался данный принцип транспортировки грузов. Тламемеке использовались при доставке дани из отдалённых провинциальных центров в Теночтитлан, военного снаряжения, для помощи почтекатлю (купцу, занимавшемуся внешней торговлей) и, очевидно, при предоставлении общедоступных услуг, востребованных другими слоями общества. Более того, обычаи, касающиеся тламемеке, разнились от одной провинции к другой, отражая скорее всего не столько при-родные условия, сколько роль данной провинции в межрегиональной торговле, политическую ассимиляцию и так далее. В результате расширения империи тламемеке в Ацтекской империи, видимо, обладали большей степенью политического нейтралитета, и данное обстоятельство свидетельствовало о заинтересованности ацтеков в развитии и сохранении межрегиональной торговли. Хотя причины, заставлявшие людей браться за работу тламеме, были, как правило, безземелье и лишение права заниматься передаваемой по наследству профессией, в ходе расширения Ацтекской империи спрос на рабочую силу вырос, в результате чего ряды тламемеке пополнились, вероятно, за счёт людей, потерявших всё имущество при нашествии ацтеков и других завоевателей. Они работали как организованная по профессиональному признаку группа носильщиков, выработавшая определённые нормы, касающиеся переноски грузов, периодичности привалов и веса ноши в зависимости от расстояния и состояния дороги, и доставляли не только дорогие товары, как, например, какао и золото, но и такие обычные грузы, как кукуруза и хлопок. Благодаря уникальной связи тламемеке с политическими руководителями носильщики приобретали большую ценность для своей семьи, и поэтому их либо отдавали в ученики, либо продавали тем, кто профессионально занимался переноской грузов. Цитируется по изд.: Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 440-441.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |