Андийские народы |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Андийские народыАндийские народы, группа народов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая численность в России (вместе с цезскими народами) — 55—60 тыс. человек. Коренное население высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на андийских языках (нахско-дагестанская группа северокавказской семьи), имеющих большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у андийцев, ботлихцев, годоберинцев), русский, азербайджанский языки. Письменность главным образом на русском и аварском языках на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты. В I веке нашей эры андийцев упоминает Плиний Старший. Они занимали обширные территории вниз по течению реки Андийское Койсу, где их, очевидно, ассимилировало авароязычное местное население. Традиционные социальные отношения — патриархальные. Андийские народы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев. Существовали военно-политические образования — союзы сельских общин ("вольные общества"). Судопроизводство было основано на обычно-правовых установлениях (адатах) и нормах мусульманского права (шариат). Преобладающая форма семьи — малая, пережиточные формы неразделённой семьи сохранялись лишь эпизодически. Вплоть до 30—40-х гг. XX века сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. Главы тухумов чаще всего являлись старейшинами в джамаате. Приоритетно родство по мужской линии. До 40-х гг. XX века сохранялись рудименты мужских союзов (многодневные мужские увеселительные собрания). Ныне для решения местных национально-культурных, административных, хозяйственных задач андийских народов созданы землячества, объединившие большей частью мужчин. Селения располагались по склонам ущелий, планировка ступенчато-кучевая. Строились 3—4-ярусные боевые башни с бойницами. Жилища каменные, прямоугольные в плане, чаще одноэтажные, с небольшим двором, реже двухэтажные, с плоской крышей. Одежда в основном общедагестанского типа. Мужчины носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома местной выделки, войлока, деревянная. Женская одежда: иногда овчинные шубы, платки и шали, чепец-накосник чухту, несколько разновидностей туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь преимущественно та же, что и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища в основном мучная и мясо-молочная, фрукты, дикорастущие растения, плоды и коренья. Основные блюда: несколько разновидностей хлеба, лепёшек, каш, блюд из толокна, хинкалы, похлёбки, пироги, вареники и др. Литература и фольклор двуязычны — на аварском и родном языках. У каждого из андийских народов разработан свой сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Отмечаются календарные и мусульманские праздники. В быту пережиточно сохраняются языческие представления: вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых и т. д. С. А. Лугуев Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 48-49. Далее читайте:Андийцы, андал, андии, гъванал (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |