Агулы |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
АгулыАгулы, агул, агулар (самоназвание, "жители Агула"), народ в России, коренное население Дагестана. Живут в центральной части юго-восточного Дагестана в труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском районе (переселенцы 1960-х годов). Общая численность 18,7 тыс. человек. Численность в России 17,7 тыс. человек, в том числе в Дагестане 13,8 тысяч. Говорят на агульском языке, нахско-дагестанской группы северокавказской семьи, диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошанский, буркиханский, фитинский. Распространены лезгинский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты. Наиболее ранние сведения об агулах в армянском источнике VII века, где они названы агутакани, о жителях ущелья Кушан-дере VIII—IX вв. есть упоминания в арабских источниках. Происхождение этнонима агул можно связать с названием ущелья — Агулдерс. В XIV—XVIII веках агулы в составе Казикумухского шамхальства объединялись по ущельям в союзы сельских общин. После присоединения Дагестана к России со второй половины XIX века агулы вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 агулы в составе Дагестанской АССР (с 1991 — Республика Дагестан). Традиционные занятия — пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со второй половины XIX века — картофель, морковь, лук, чеснок) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в основном богарные, — небольшие участки на склонах, часто террасированных. Содержание овец — горно-стационарное, крупного рогатого скота — выгонно-стойлово-пастбищное. Сельскохозяйственные орудия общедагестаского типа: лёгкий плуг (дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, деревянные грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и т. д.), резьба по дереву, камню. Современное хозяйство многоотраслевое. У переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, овощеводство. Из домашних промыслов в горах сохраняется ковроткачество. Традиционная социальная организация — сельская община. Сельская община была самостоятельной хозяйственно-территориальной единицей. Сохранялись патриархальные кровнородственные, преимущественно эндогамные объединения — тухумы. Преобладающая форма семьи — малая, различные типы неразделённой семьи (15—20 человек) встречались пережиточно до начала XX века. Традиционные поселения насчитывали в среднем около 60 хозяйств, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах — сторожевые башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах — ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы — кучевая, характерны комбинации различных типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на равнине — квартально-уличная. Традиционное жилище каменное, прямоугольное в плане, двух-, трёх-, реже четырёхэтажное с узкими окнами и одним входом (дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со второй половины XIX века появляются открытые лоджии и балконы, хозяйственные помещения выделяются в отдельную постройку. Современное жилище — двухэтажное каменное многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами. Традиционная одежда общедагестанского типа, у мужчин — туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с начала XX века — кавказская рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожаными поясами с серебряным набором. Тёплая одежда — распашные овчинные шубы с обычными и ложными рукавами, бурка. У женщин — туникообразное платье-рубаха, цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с конца XIX века — длинное отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на голове — мешочек для волос, платок, покрывало. Обувь вязаная, из кожи, сафьяна. Разнообразны серебряные украшения. Традиционная пища — мучная и мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр и др.). В общественной жизни сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. Характерны праздники, связанные с народным сельскохозяйственным календарём. Фольклор — лирические, бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки, танцы: медленный азербайджанский (в основном женский), быстрый парный, коллективный. Музыкальные инструменты: тар, саз, зурна, барабан. Развито декоративное искусство, резьба по камню, дереву. А. И. Исламмагомедов, Г. А. Сергеева Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с.26-27.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |