Латыши |
||
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ЛатышиЯзык и историяЛатыши – этим словом в современном русском языке обозначается коренной народ теперешней Латвии. Однако этот народ образовался только в 16-м – 17-м столетиях путем слияния четырех балтских народностей (см. латгалы, курши, земгалы, селы), а также ассимиляции одной финно-угорской народности (см. ливы). Но слово «латыши» гораздо старше 16-го века (как в русском языке, так и, тем более, в тех языках, откуда оно было позаимствовано). В таком случае можно спросить, кто же обозначался этим словом до того, как сформировался нынешний латышский народ? Н.М. Карамзин во второй главе своей «Истории государства Российского» пишет: «Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский.» Итак, здесь «латышским народом» названы вообще все балты: включая и пруссов, и литовцев. С другой стороны, по-особенному «латышами» именуются латгалы (летгола = ливонские латыши, а земгалы и курши – не ливонские латыши!). Таким образом, видно, что во времена до формирования современного латышского народа словом «латыши» у русских обозначались в узком смысле латгалы, а в широком смысле – все родственные им балтские народы. Именно латгалы принесли корень «лат» в современную Латвию и тем самым дали ей имя; но сами они получили это имя отнюдь не в Латвии, а еще там, откуда они пришли, – в верховьях Даугавы (Зап. Двины). Именно там, на территории современной Белоруссии и приграничных областей России жил тот народ, который, как можно предположить, исповедовал культ Латы и поэтому называл себя «latīši» (см. латвиеши); именно там пришедшие славяне впервые с ним встретились и приняли его самоназвание в качестве слова своего языка: «латыши»; именно там находилась их страна Латва. Тот народ, «первые латыши», исчез еще в конце I тысячелетия н.э.: частично был истреблен на войне, частично был оттеснен в бесплодные места и вымер, частично был ассимилирован в русском (и особенно в белорусском) народе, а одна его часть в виде латгалов ушла на запад и в конце концов влилась в другой, в новый народ – «вторых латышей». Но «первые латыши» оставили заметный след в России и русском языке – в виде множества балтских («латышских») топонимов, и во множестве русских и белорусских прозвищ и фамилий типа Латышев, Лотыш и т.п., и даже отмеченного В. Далем слова «латышать» (происходящего, очевидно, от того, как «первые латыши» неправильно и с акцентом говорили по-русски). Вновь образовавшийся у моря в низовьях Даугавы народ унаследовал (через латгалов) его имя и начал другую жизнь в современном мире. Современные латыши как народ образовались путем слияния пяти прежних народностей – четырех балтских и одной финно-угорской. Территориальное размещение пяти этнических элементов:
Расселение племен и государственные образования на территории нынешней Латвии ок. 1200 г. (в начале вторжения крестоносцев). курши земгалы ливы латгалы селы Карта из Латвийской Советской энциклопедии (1984). О едином латышском народе (уже без племенных различий) можно говорить с 16-го века, но окончательно народ сформировался только в 20-м веке (см. латгальцы). Об особенностях хода этногенеза см. в статьях, посвященных отдельным этническим элементам (латгалы, латгальцы, курши, земгалы, селы, ливы). После немецкого завоевания Ливонии (в т.ч. современной Латвии) в 13 веке местная аристократия, ставшая вассалами архиепископов и Ливонского ордена, смешалась с пришлыми рыцарями и онемечилась, образовав то сословие, которое позже стало называться «немецкими баронами» (прибалтийскими немцами). Латышский же народ консолидировался как народ почти исключительно крестьянский (не считая немногочисленных ремесленников в Риге и других городах). Численность латышей сильно колебалась, сокращаясь после таких потрясений как Ливонская (1558–1583), Польско-шведская (1600–1629) и Северная (1700–1721) войны, и возрастая в мирное время. Число латышей в 1800 году можно оценить в 500.000. За 19-е столетие, когда Латвию почти не затронули никакие войны (даже Наполеон прошел в общем-то мимо) численность народа утроилась и достигла к концу 19-го столетия (перепись 1897 года) более 1,6 миллиона, из них 1,5 миллиона в Латвии и более 110 тысяч в других областях России. (Эмиграция на Северный Кавказ, а потом и в Сибирь, Башкирию, Петербург началась с 1840-х годов, когда Латвию поразили неурожай и жестокий голод). 1905 год, когда общее число латышей могло достигнуть 1,7 миллионов, был первым сильным потрясением после мирного и плодородного 19-го столетия – с этого момента прирост населения оборвался; потом следовали еще большие потрясения – Первая мировая и Гражданская война. В 1935 году число латышей все еще 1,7 миллионов – 1,5 миллиона в Латвии и около 200 тысяч в России. Новым потрясением были геноцид против латышей в России в 1930-х годах (среди примерно 200 тысяч находившихся в России латышей было расстреляно все взрослое мужское население почти поголовно) и Вторая мировая война, также сопровождавшаяся репрессиями и депортациями. Перепись 1959 года в СССР зафиксировала 1,4 миллиона латышей, из них неполных 1,3 миллиона в Латвии и 100 тысяч в России. Кроме того, в Западных странах находилась диаспора численностью около 200 тысяч – беженцы 1944 года, оставившие Латвию при приближении Красной армии. Перепись 1989 года зафиксировала в Латвии 1.387.000 латышей, что все еще на 79 тысяч меньше, чем в 1935 году. Среди российских и западных латышей происходила ассимиляция, и сокращалось число людей, еще считающих себя латышами. В результате в 2005 году – столетие спустя – латышей в мире около 1,6 миллиона – меньше чем в 1905 году. После восстановления независимости Латвии в 1991 году ожидаемое улучшение не наступило. Демографические показатели отрицательны – численность народа продолжает сокращаться. Кроме того, после падения «железного занавеса» и особенно после вступления Латвии в Европейский союз началась массовая эмиграция латышей на Запад. Валдис Эгле Основное население ЛатвииЛатыши, латвиеши (самоназв., восходит к имени латгалов), народ, осн. нас. Латвии (1390 тыс. чел.). Живут также в Рос. Федерации (46,8 тыс. чел.), Литве, Эстонии, Белоруссии, США, Канаде, Австралии и др. Общая числ. 1540 тыс. чел. Говорят на латышском яз. балтекой группы индоевроп. семьи. Диалекты: среднелатышский, верхнелатышский, или латгальский, и ливонский. Лит. яз. на осн. среднелатыш. диалекта. Письменность с кон. 16 в. на лат. графич. основе. Верующие Л,— в оси. протестанты (гл. обр. лютеране), в Латгалии - католики. Предками Л. были балтекие племена, поселившиеся на терр. Латвии в 3-2-м тыс. до н.э. В нач. 1-го тыс. н.э. сформировались близкие в культурном отношении этнич. образования: на побережье Балт. моря - курши, севернее р. Даугава — латгалы, в басе. р. Лиелупе — земга-лы, в юго-вост. Латвии - селы. В 10-12 вв. на землях латгалов возникают первые гос. образования - княжества Та-лава, Ерсика и Кокнесе. С кон. 12 в. началась нем. колонизация Латвии, завершившаяся включением ее в земли Ливонского ордена и других нем. княжеств. На терр. Латвии распространилось католичество, с 1-й пол. 16 в.- протестантизм. В 1561 большая часть Латвии стала зависимой от Вел. княжества Литовского, позднее - Речи Посполитой. В 1629 зап. часть отошла к Швеции. В 18 в. в результате Северной войны и разделов Польши 1772 и 1795 Латвия включена в состав Рос. империи. В сер. 19 в. на осн. среднелатыш. диалекта сложился лит. яз. В 1920 Латвия получила независимость (в 1940-90 - Латв. ССР в составе СССР). В 1990 ВС Латвии принял Декларацию о её независимости. Традиц. занятия - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии - лён) и животноводство (кр. рог. молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье -рыболовство. Традиц. ремёсла - обработка дерева, колеи, металла, янтаря, ткачество. У Л. различных областей - Латгалии, Курземе, Видземе, Земгалии и др. сохраняются особенности в культуре. Традиц. поселения - однодворки (виенсетас), на В.- деревни рядовой и уличиой планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом - истаба, хоз. постройки - клеть, рига, хлев, баня) в разл. р-нах различно. Осн. тип традиц. жилища - сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные (в Вид-земе и Курземе - и четырёхскатные), из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (иамс) с кухней. Латгальская иста-6а, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печыо, соединённых холодными сенями (синцес). В 1920-30-х гг. распространились многокамерные сел. дома типа коттеджей. В кон. 1940-х гг. началось переселение Л. с хуторов в посёлки, местонахождение к-рых в осн. совпадало с бывшими волостными центрами.
Традиц. жен. костюм - длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. В Видземе рубахи украшались мережкой, накидки - белые, головной убор девушек — красный венок, расшитый бисером, замужних - белый вышитый чепец. В Земгалии рубаха украшалась белой вышивкой, юбка - особым браным («цветочным») узором, накидка - богатым тканым узором; на голове носили шёлковый платок, завязывавшийся у девушек сзади, у замужних -под подбородком; девушки также носили металлич. венки, замужние женщины -тюлевые чепцы. Курземский костюм (сохранялся дольше других, вплоть до сер. 20 в.) отличался металлич. поясами, ярко-синими накидками с металлич. украшениями, пряжками-сактами. На голове носили металлич. или тканые на твёрдом каркасе вышитые бисером венки. Латгальский костюм состоял из рубахи с красным браным или вышитым узором, клетчатой (на С— белой) юбки, белой накидки с сине-зелёной вышивкой, льняного наплечного покрывала (спатене). Головной убор девушек - красный вышитый бисером венок, замужних — полотенчатый. Аугшземский костюм отд. чертами сходен с латгальским, видземским и земгальским: рубаха с прямыми поликами (в отличие от других латыш, жен. рубах) украшалась красной вышивкой, юбка — клетчатая или в светлую полоску, головной убор - полотенчатый (наматс), по праздникам надевали передник. Муж. одежда более однообразна, состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь - сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась чёрная или серая шляпа — ратене. И муж. и жен. рубахи скалывались у ворота металлич. пряжкой. Со 2-й пол. 19 в. традиц. костюм начал выходить из употребления. Традиц. пища — мука, крупы, горох, бобы. Хлеб пекли кислый, в осн. из ржаной муки. Из толчёного конопляного семени готовили т.н. молоко, служившее приправой к картофелю и кашам. Традиц. блюда - похлёбки из круп (путра) и овощей (капости), каши, клёцки из гороха или бобов, в праздники - пироги со шпигом, печенье, мясные блюда (напр., на Рождество и Новый год - свиная голова с кислой капустой, на Пасху -яйца и студень), на Иванов день (Ли-го) - «янов сыр» из творога. Традиц. напитки - сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки. Семья малая патрилинейная. Обычно хозяйство переходило к старшему сыну, остальные наследники получали свою долю деньгами, на которые обучались ремеслу, получали образование, уходили на заработки в города или в батраки. Было распространено примачество. Наиб, развитые виды прикладного иск-ва - художеств, ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже. Устное нар. творчество включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор - дайны (песни трудовые, сатирич., бытовые, календарные и др.).Осн. муз. инструменты - коклс (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Нар. песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 праздников песни. Использованы материалы кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000. Далее читайте:Латгалы - древнелатышская народность в восточной части современной Латвии. Латвиеши (latvieši; ед.число – latvietis) – самоназвание латышского народа. Латгальцы (на литературном латышском «latgalieši»; на собственном диалекте «latgalīši») – коренное население восточной части Латвии (Латгалии). Курши (по-латышски kurši, более древняя форма kursi, ед. число kursis; в древнерусских летописях корсь, кђрсь; немецко-латинское Curones) – балтская народность. Земгалы - (Земигола), древнее латышское племя в средней части Латвии, в бассейне р. Лиелупе. Селы - древнелатышский племенной союз, занимавший к 13 в. территорию на юге современной Латвии и соседний район на северо-востоке современной Литвы. Ливы - финноязычный народ, живший в древности в северных и западных частях современной Латвии. Штыков Г.В. Формирование полоцких кривичей. Аполлон КУЗЬМИН. Проблема происхождения славян. 27.04.2009 Ухов Сергей. История Вятки как часть этнической истории восточной Европы. (в статье упоминается понятие «летьгола».)
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |