О политически ошибочных выступлениях |
|
1956 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
На первую страницуНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Записка министра культуры СССР Н.А. Михайлова в ЦК КПСС о «политически ошибочных выступлениях» во время дискуссии в Ленинградском союзе художников 1)[19 декабря 1956 г.]2 Секретно ЦК КПСС Считаю необходимым доложить Вам о том, что в последнее время среди ленинградских художников получили значительное распространение политически нездоровые настроения. В декабре 1956 года Ленинградским союзом художников была проведена дискуссия на тему «Будущее советского искусства». Дискуссия продолжалась три дня и вызвала у художников большой интерес. Зал заседаний был переполнен. На заседаниях участвовало не менее четырехсот человек. Многие лица, желающие присутствовать на обсуждении, толпились перед зданием. Для участия в дискуссии были приглашены и московские художники. В процессе дискуссии высказалось около тридцати ораторов. Большая часть выступающих правильно ставила вопросы развития советского изобразительного искусства, подвергла справедливой критике недостатки нашей художественной жизни. Однако на дискуссии имели место и политически ошибочные выступления. Примером таких выступлений являлась речь художника Панкратова,3 заранее им подготовленная и зачитанная. Панкратов говорил, что коллективизация сельского хозяйства в СССР являлась величайшей народной трагедией, сопровождавшейся ужасами. Он утверждал также, что длительное время в СССР существовала «социалистическая монархия», притуплявшая у народа чувство правды и красоты, в то время как монархия в Англии существовала и существует для воспитания этих чувств. Далее Панкратов расхваливал американский путь развития общества и говорил о его преимуществах перед путем социалистического развития СССР. Несмотря на совершенно недопустимый характер выступления Панкратова, его речь была встречена со стороны многих участников дискуссии аплодисментами. Искусствовед доцент Каган на той же дискуссии выступил также с некоторыми политически ошибочными заявлениями. Под флагом борьбы с культом личности и его последствиями он выдвинул ошибочное положение о ненужности и беспочвенности какой-либо идеологической борьбы в СССР. Каган прибегал в своей речи к недопустимым, демагогическим сравнениям явлений советской действительности с явлениями феодального и капиталистического общества. Так, например, он говорил, что понимает, зачем была нужна Академия художеств Людовику XIV, Екатерине II и Сталину, но не понимает, зачем и почему она существует сейчас у нас. О крайне нездоровых в политическом отношении настроениях части ленинградских художников и студентов художественных институтов свидетельствуют и другие факты. В ноябре 1956 года в Ленинграде находился в качестве гостя французский художник Кайяр.4 Будучи приглашенным на встречу с ленинградскими художниками и студентами, Кайяр в переполненных людьми аудиториях сделал возмутительные заявления: На вопрос, что бы он посоветовал сделать советским художникам, желающим достигнуть высоты современного искусства Запада, Кайяр отвечал, что он рекомендует нашим деятелям искусства отказываться самим от себя, забыть все, что они до сих пор делали. Далее Кайяр утверждал, что советское искусство отстало на много десятилетий, что политика и искусство – вещи разные, что все художники во Франции живут прекрасно и пр. Провокационные и лживые заявления Кайяра сопровождались бурными аплодисментами. Надлежащего отпора его выступления не встретили. Председатель Правления Ленинградского союза художников И.А. Серебряный примиренчески относится к подобным выступлениям, не ведет с ними активной борьбы. Правление Союза советских художников, к сожалению, не оценивает эти факты с должной политической остротой. Министр культуры СССР Н. Михайлов Резолюция: «Разослать секретарям ЦК КПСС, тт. Поликарпову Д.А., Козьмину Н.Д. и Козлову Ф.Р. М. Суслов. 22.12.1956». На подлиннике помета: «Арх[ив]. Копии разосланы. М. Соколов. 26.12.1956. т. Гаврилову доложено». На копии Л.И. Брежнева пометы: «Тов. Брежневу Л.И.». «Ознакомился. Л. Брежнев». «Архив (1 л.) В. Горбунов. 14.03.1957». Ф. 5. Оп. 36. Д. 25. Л. 110–112. Подлинник. Примечания:1 19 декабря 1956 г. документ направлен Н.С. Хрущеву; 21 декабря – М.А. Суслову; 22 декабря – в Ленинградский обком КПСС Ф.Р. Козлову, Н.С. Хрущеву, А.Б. Аристову, Н.И. Беляеву, Л.И. Брежневу, П.Н. Поспелову, Е.А. Фурцевой, Д.Т. Шепилову, М.А. Суслову, в Отдел культуры и Отдел науки, школ и культуры по РСФСР; 26 декабря документ списан в архив; 26 января 1957 г. вновь направлен М.А. Суслову; 15 марта – списан в архив. 2Дата проставлена на штампе Министерства культуры при отправке документа в ЦК КПСС (Ф. 5. Оп. 36. Д. 25. Л.112 об.). 3 Панкратов И.Ф. (р. 1924) – художник-монументалист. 4 Кайяр Х.(1899–1972) – французский художник-пейзажист, мастер настенной живописи. Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.idf.ru/ Здесь читайте:Михайлов Николай Александрович (1906-1982)
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |