О позиции евреев в палестинском вопросе |
|
1948 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Записка"Предварительные выводы о позиции евреев в палестинском вопросе"16.10.1948 Секретно Евреи еще не сформулировали в окончательном виде своей позиции в палестинском вопросе. Из разговоров с Шертоком выяснили следующее. 1. Евреи заявляют, что они будут стоять на позиции решений Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г., однако считают необходимым внести в эти решения некоторые изменения. 2. К нашему предложению о выводе из Палестины иностранных войск евреи относятся положительно и считают это главным условием, способным обеспечить мир в Палестине. Евреи также стоят за то, чтобы Совет Безопасности принял надлежащие меры к недопущению возобновления военных действий в Палестине. Евреи за ведение мирных переговоров непосредственно между заинтересованными сторонами. 3. В отношении пункта «в» предложений Бернадотта — евреи категорически против отторжения области Негев, но за включение в состав еврейского государства Западной Галилеи. 4. В отношении пункта «с» евреи уклончиво заявляют, что они, конечно, предпочли бы, чтобы на арабской части Палестины было создано арабское государство, но его не существует. Из разговоров с евреями, не входящими в состав их делегации на сессии Ассамблеи, выясняется, что сам Шерток и большинство членов правительства Израиля якобы предпочли бы договориться с Абдаллахом Трансиорданским и за счет своего согласия о передаче ему арабских территорий Палестины не только сохранить за еврейским государством Негев, но и включить в состав Израиля Западную Галилею и Яффу, и добиться решения в свою пользу также вопроса об Иерусалиме и коридоре между Иерусалимом и основной частью еврейского государства. 5. По пункту «d» предложений Бернадотта позиция евреев в основном совпадает с нашим предложением. Они против каких-либо гарантий со стороны ООН границ еврейского государства, которые предлагаются Бернадоттом; но они не против таких гарантий, если будет принято решение о границах, удовлетворяющее евреев. 6. Позиция евреев по вопросу о Хайфе и Лидде (пункты «e» и «f» Бернадотта) в основном совпадает с нашим предложением. Они будут противиться какому-либо ограничению еврейского суверенитета, но готовы будут, на основе взаимности, вступить по этим вопросам в непосредственные переговоры с заинтересованными сторонами. 7. По вопросу об Иерусалиме (пункты «g» и «h» Бернадотта) евреи будут настаивать на: а) включении Нового Города в состав еврейского государства, б) Старый Город поставить под международный контроль с целью обеспечения охраны святых мест и с предоставлением автономии еврейской, арабской и христианской общинам Старого Города. В качестве второй позиции евреев возможно, что они согласятся с неофициальным предложением американцев об установлении над Иерусалимом опеки еврейского и арабского государств под контролем Совета по Опеке. 8. Евреи будут настаивать на предоставлении им коридора для связи Иерусалима с основной частью Еврейского государства. Все свои требования относительно территориальных изменений евреи аргументируют тем, что границы, установленные для Еврейского государства согласно резолюции от 29 ноября, могли бы быть для них приемлемы лишь в том случае, если бы после принятия резолюции все пошло бы по-мирному, Еврейское государство не подверглось нападению и был бы установлен экономический союз Еврейского и Арабского государств и Иерусалима. Но мира в Палестине нет и экономический союз оказался неосуществимым. Поскольку линию границы, как она намечена в резолюции от 29 ноября, невозможно защищать, ее надо исправить с учетом оборонных соображений. 9. По вопросу об арабских беженцах (пункт «i» предложений Бернадотта) евреи считают, что эту проблему следует обсудить во время мирных переговоров с арабами. Сейчас же, когда Еврейское государство находится в состоянии войны, никаких гарантий урегулирования этой проблемы евреи дать не могут. 10. Евреи не возражали бы против учреждения, предусмотренной в пункте «к» предложений Бернадотта, Палестинской примирительной комиссии, но при условии, что функции этой Комиссии будут чисто совещательного характера без всяких прав, которые бы позволили ей вмешиваться в дела Еврейского государства или ограничивать его суверенитет. Что касается института Посредника и Палестинской комиссии по перемирию, то евреи считали бы целесообразным упразднить и то и другое. 11. К вопросу о возобновлении деятельности Палестинской Комиссии, учрежденной согласно решению Генеральной Ассамблеи от 29 ноября, евреи относятся сдержанно. Их не удовлетворяет состав этой Комиссии и смущает круг ее полномочий. Евреи считают, что круг полномочий Комиссии слишком широк. Они опасаются, как бы эта Комиссия не стала вмешиваться в дела Еврейского государства, чего они допустить не могут. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (в дополнение к уже представленным предложениям) 1. В противовес как предложению Бернадотта, предусматривающего возможную передачу арабских территорий Палестины Трансиордании, так и незаконно созданному в Газе (арабский город в юго-западной части Палестины у Средиземного моря) всепалестинскому арабскому правительству, декларировавшему создание единого независимого государства на всей территории Палестины, нам следует настаивать на безотлагательном выполнении резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. в части, касающейся создания независимого арабского государства в Палестине в пределах, определенных упомянутой резолюцией. 2. В отношении Иерусалима. Учитывая, что согласно резолюции от 29 ноября управлять Иерусалимом от имени ООН должен губернатор, наделенный всей полнотой власти, включая право вето в отношении издаваемых законов и ведение внешних дел. Учитывая, что для поддержания законности и порядка на территории города губернатору предоставляется право организовать специальные полицейские части, которые будут набраны вне пределов Палестины и в размерах, которые губернатор сам определяет, и что, таким образом, через губернатора полный контроль над Иерусалимом фактически окажется в руках США и Англии. Принимая также во внимание, что вопрос об Экономическом союзе Палестины отпал, ввиду чего город Иерусалим, который должен был войти в состав этого Союза и, как его член, должен был получать в свою пользу от еврейского и арабского государств от 5 до 10% чистого дохода этих государств, лишился своей финансовой базы. Было бы целесообразно поддержать требование евреев о включении Нового Города, где никаких «святых мест» нет, в состав еврейского государства, но не всего Нового Города, как этого требуют евреи, а лишь части, населенной евреями. Арабскую часть Нового Города включить в состав арабского государства Палестины. Над Старым Городом, где главным образом и сосредоточены «святые места» христиан, евреев и мусульман, и некоторыми другими прилегающими местами (Гефсиманский сад и др.) установить, в целях охраны «святых мест», специальный международный режим под наблюдением ООН. Предусмотреть при этом предоставление широкой автономии арабской, еврейской и христианской общинам Старого Города. 3. С поддержкой требования евреев о предоставлении им «коридора» для связи Иерусалима с основной частью еврейского государства не выступать. Вместо этого в решении предусмотреть общее положение о гарантии полной свободы въезда в пределы города и проживания в нем. 4. По вопросу об арабских беженцах (пункт «i» предложений Бернадотта) считали бы возможным поддержать предложение евреев, чтобы этот вопрос был урегулирован между евреями и арабами во время мирных переговоров как часть мирного урегулирования. 5. Считаем целесообразным, чтобы и вопрос о гарантии политических, экономических, социальных и религиозных прав арабов на территории еврейского государства, а евреев на арабской территории Палестины (пункт «j» предложений Бернадотта) был также урегулирован непосредственно между евреями и арабами во время мирных переговоров. 6. Что касается возобновления деятельности Палестинской комиссии, учрежденной согласно резолюции от 29 ноября 1947 г., то с этим предложением считали бы целесообразным выступить в том случае, если будет принято предложение о безотлагательном создании независимого арабского государства в Палестине, а также предложение о выводе из Палестины иностранных войск и иностранного военного персонала. Имея в виду наши предложения, изложенные выше в пунктах 4 и 5, полагаем целесообразным урегулирование проблемы арабских беженцев и проблемы прав нацменьшинств на Палестинскую Комиссию не возлагать. АВП РФ. Ф. 07. Оп. 21в. П. 49. Д. 39. Л. 81—86. Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Том 1. 1947-1956. 2003. Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/ Далее читайте:Россия в 40-е годы (хронологическая таблица). Основные события 1948 года (хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |