|
Спецсообщение ГТУ НКВД СССР в НКВД СССР о военных
приготовлениях Германии
№ 16/30141
12 июля 1940 г.
Совершенно секретно
По данным, полученным от закордонной агентуры из Гамбурга, Любека и Штеттина,
в Мемель, Тильзит, Кенигсберг и Данциг усиленно завозятся строительные материалы
- цемент и железо для строительства укреплений на границе с СССР. За последнее
время число пароходов, занятых на этих перевозках, значительно возросло.
Строительные материалы предназначены для возведения укреплений, которые будут
проходить вдоль советско-германской границы от Мемеля в Восточной Пруссии через
Польшу до Словакии.
Укрепления будут построены по последнему слову техники с учетом военного опыта и
по своей мощности якобы превзойдут существующую "Линию Зигфрида". Восточный
берег Германии (побережье Балтийского моря) от Шлезвиг-Гольштейна (через Киль,
Любек, Свинемюнде, Кольберг, Кенигсберг, Пиллау) до Мемеля сильно укреплен.
Кроме береговых укреплений и пунктов зенитной артиллерии, здесь имеется
значительное количество посадочных площадок для авиации.
В Поммерском заливе, в 4 км от входа в гавань Свинемюнде, установлены минные
поля. В настоящее время в Свинемюнде находятся три тральщика и одно
вспомогательное судно, вооруженное двумя 150 мм орудиями.
Имеющийся в Свинемюнде ангар для гидроавиации длиной около 200 м, шириной около
150 м рассчитан на 40 самолетов. В последние дни в ангаре было 12 двухмоторных
гидросамолетов типа "Дорнье". Для спуска самолетов из ангара на воду имеется
специальный кран.
На расстоянии 2,5 км на юг от Свинемюнде, в лесу, сосредоточены склады
боеприпасов и базы горючего для армии и флота. Территория складов обнесена
стеной. В Штеттине на "Одер-верфи" заканчивается строительство 2-го корпуса
монтажных цехов. Во время войны "Одер-верфь" строит военные суда среднего
тоннажа: истребители, миноносцы, минные тральщики, быстроходные катера и
вспомогательные суда.
12 июня сего года на верфи находились в постройке: один истребитель
водоизмещением 1500 т, два миноносца, три минных катера и несколько быстроходных
катеров.
Быстроходные (торпедные) 150-тонные катера развивают скорость 35 - 40 км в час,
вооружены двумя торпедными аппаратами, установленными в носовой части, и одним
пулеметом на мостике. Команда катера - 15 - 18 человек, радиус действия катеров
незначителен.
По данным той же агентуры, Кильский канал (соединяющий Балтийское и Северное
моря) от Брюнсбюттеля до Гольтенау сильно укреплен. Вдоль канала установлено
около 160 зенитных орудий калибра 20 мм, 337 мм и 125 мм. Орудия снабжены
электрическими измерительными приборами. Огонь этих орудий при массовых
воздушных налетах якобы малоэффективен, в то же время орудия оказались весьма
пригодными для уничтожения бронированных наземных машин, даже тяжелых 35-тонных
танков.
Основные массы германского народа настроены против затяжной войны и надеются на
заключение мира в ближайшее время.
Среди низкооплачиваемых категорий рабочих существует мнение, что введенные
жесткие порядки сохранятся в Германии после войны и на мирное время.
Начальник ГТУ НКВД
Комиссар государственной безопасности 3 ранга (Мильштейн)
ЦА СВР РФ. Д.21616. Т. 1. Лл. 18-19. Машинопись на бланке ГТУ НКВД
СССР. Имеются пометы. Указана рассылка - Берия, Кобулову. Подлинник, автограф.
Здесь читайте:
Вторая мировая война
(хронологическая таблица)
|