М.А. Каллаш Н.А. Бердяеву |
|
1931 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Письмо М.А. Каллаш - Н.А. Бердяеву о ее статье для журнала «Путь»[Ранее 08.1931 г.]1 Дорогой Николай Александрович! Целую вечность Вас не видала, а так рвалась к Вам с Вами поговорить по целому ряду самых мучительных для меня вопросов. Теперь вот уже неделю взаперти — начиналось воспаление легких, сердце ослабело и прочие неприятности. Меня буквально съедает тема для статьи в «Путь»2, но без Вашей принципиальной санкции не хочу за нее приниматься. Тема вот какая: в церковном отрыве эмиграции замыкается круг внутреннего ухода от России. Столкновение двух миросозерцаний, явившееся неким экзаменом «старорежимному православию», приемлющему христианство лишь при известных условиях материально-государственных и искажающему смысл христианства, иначе говоря, требование «Божие» приспособить к «Кесареву» и соответственно его перекроить и урезать. Само собою, разумеется, никаких личностей я касаться не стану, оставлю в стороне всю фактическую сторону «распри», лишь попытаюсь уяснить ее внутренний смысл. Полемического характера статья не будет носить, да и не лежит к этому душа3. Н.А. Соболева мне сказала, что Вы уезжаете на днях. Куда? Надолго ли? Как Ваше здоровье теперь? Чтобы не затруднять Вас письменным ответом, попрошу на словах через Над[ежду] Андр[еевну] мне сообщить о статье, допустима ли вообще такая тема, а там, конечно, Вы уже самую рукопись возьмете на Ваше усмотрение. Передала Над[ежде] Андр[еевне] дать Вам прочесть два интересных и остроумно-жестоких письма архиепископа Сергия Японского…4 Воображаю, что он напишет теперь, когда узнает финал всей этой мучительно-лживой путаницы с Москвой5. Он еще два года назад писал, что органически не приемлет самого понятия: «архиерей-беженец». Человек он независимый, духовно сильный, яркий как личность. Геройски спасал людей во время землетрясения в Токио. Японцы, даже не православные, его буквально обожают, в чем я убедилась еще в 1915 г., когда была в тех краях. Шлю мой горячий привет Вам и всем Вашим. Не болейте, берегите себя ради Бога… С глубоким уважением, сердечно Вам преданная М. Каллаш РГАЛИ. Ф. 1496. Оп.1. Ед. хр. 500. Л. 3–4. Автограф. Примечания 1 Датируется по времени выхода в свет статьи в журнале «Путь». 2 «Путь» — журнал, издававшийся в Париже с сентября 1925 г. по март 1940 г., «орган русской религиозной мысли», издание Религиозно-Философской академии. Его редактором и вдохновителем был Н.А. Бердяев, соредактором — Б.П. Вышеславцев. (См.: Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925–1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев, 2000.) 3 Речь идет о статье Каллаш «О христианском максимализме (пути) Русской Церкви», опубликованной Н.А. Бердяевым в журнале «Путь» (1931. № 8(29). С. 49–67.) со следующей редакционной заметкой: «Редакция "Пути" должна остаться нейтральной в церковной распре последнего времени, и потому она дает возможность высказаться противоположным точкам зрения» (С. 49). В этом же номере был опубликован ответ Г.П. Федотова «Неудачная защита (Ответ М. Курдюмову)». Федотов не был согласен с той попыткой оправдания раскола в Русской зарубежной церкви, которую предприняла Каллаш. Федотов подчеркивал, что бóльшая часть того, что написала Каллаш, является истиной, однако это — истина в неточном и расплывчатом изложении, поэтому она перестает быть истиной (С. 68–79). 4 Здесь и далее многоточие документа. 5 Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) 10 июня 1930 г. отстранил митрополита Евлогия от управления Западно-Европейской епархией и поручил ему передать полномочия по управлению епархией архиепископу Ниццскому Владимиру (Тихоницкому), который отказался принять это назначение. Митрополит Евлогий не подчинился этому решению и заручился поддержкой созванного им епархиального собрания. 24 декабря 1930 г. последовало постановление Московской патриархии передать митрополита Евлогия суду архиереев и запретить ему священнослужение. 20 мая 1931 г. временным управляющим Русской церковью в Западной Европе был уполномочен митрополит Литовский Елевферий (Богоявленский). Митрополит Евлогий, со своей стороны, обратился к Константинопольскому патриарху Фотию II с просьбой принять русские приходы в Западной Европе в юрисдикцию Константинопольской патриархии. Митрополита Евлогия поддержало большинство приходов. В 1931 г. была образована православная община во главе с епископом Вениамином (Федченков) и создан храм Трех Святителей (Трехсвятительское подворье), находившиеся в юрисдикции митрополита Елевферия. Прихожанами подворья были М.А. Каллаш, В.Н. Лосский, Н.А. Соболева, Н.А. Бердяев, Е.Ю. Рапп и другие. В послушании Московской патриархии оставался архиепископ Сергий (Тихомиров), возглавлявший Православную церковь в Японии (См.: Цыпин В., прот. История Русской Церкви. М., 1997. С. 565–571). Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/ Далее читайте:Бердяев Николай Александрович (1874-1948), религиозный философ. Каллаш Мария Александровна (Новикова, М. Курдюмов) (1885–1954), литературовед. Россия в 30-е годы (хронологическая таблица). Основные события 1931 года (хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |