XVII съезд ВКП(б) |
|
1934 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
XVII съезд ВКП(б)26 января - 10 февраля 1934 г.Стенографический отчетЗаседание пятое (28 января 1934 г., вечернее)Продолжение прений по Отчетному докладу товарища Сталина о работе ЦК ВКП(б):
Речь товарища БубноваПостышев (председательствующий). Товарищи, заседание съезда возобновляется. Слово имеет товарищ Бубнов. (Аплодисменты).Бубнов (Наркомпрос РСФСР). Товарищи, три с половиной года, которые отделяют, а вернее и лучше сказать, теснейшим образом соединяют наш нынешний XVII партийный съезд с XVI съездом, войдут в историю пролетарского социализма как целая эпоха, отмеченная крупнейшими переменами, происшедшими в экономике и классовом строении Советской страны в результате громадных побед социализма и разрешения ряда коренных задач пролетарской революции. И важнейшей предпосылкой, обеспечившей нам в этот период эти гигантские социалистические победы, было то, что партия большевиков разгромила оппортунизм в его различных разновидностях, показав с чрезвычайной наглядностью буржуазно-капитулянтскую и контрреволюционную сущность троцкизма и правых оппортунистов. Партия под руководством товарища Сталина в ожесточеннейших боях против сил и традиций старого общества, с реакционными и оппортунистическими теориями отстояла ленинизм, учение о диктатуре пролетариата и учение о возможности построения социализма в одной стране, и тем самым дала в руки миллионов строителей социализма ту великую уверенность, без которой невозможно было преодолеть громадные трудности, встававшие на пути построения экономической базы социализма. И если успехи в области практического строительства социализма не могли бы иметь места без передовой революционной теории и без уверенности в возможности построения социализма в одной стране, то в свою очередь те успехи на фронте культурной революции, которые были одержаны нами в период между двумя съездами, были бы крайне затруднены, если бы не были разгромлены различные буржуазные реакционные теорийки о культурном строительстве в государстве пролетарской диктатуры, враждебные существу ленинского учения о культуре. Мы сначала захватили в руки рабочего класса аппарат государственной власти, а затем уже, на основе диктатуры пролетариата, пустились догонять передовые страны и в отношении культуры. Ленин учил партию и массы рабочих и крестьян, что пролетариату надо взять все ценное из буржуазной культуры для того, чтобы, усвоив и критически переработав ее, создать свою социалистическую культуру. В ленинской теории о создании социалистической культуры теснейшим образом были соединены два основных элемента: с одной стороны, глубокая уверенность и призыв к тому, чтобы строить свою социалистическую культуру, а с другой стороны, требование, чтобы практическая, повседневная культурная работа, развертываемая при свете такой громадной перспективы, обязательно включала бы в себя усвоение и переработку ценнейших элементов, входящих в культуру, которая присуща передовым капиталистическим странам. Эта теория целиком и полностью вытекала из основных положений марксизма-ленинизма и базировалась на революционней теории о диктатуре пролетариата и возможности построения социализма в одной стране. На пути нашей работы по построению социалистической культуры стояли две "теории", которые были враждебны ленинизму. Первая из них - троцкистская меньшевистско-капитулянтская теория исходила из того, что в эпоху пролетарской диктатуры никакой новой культуры пролетариат построить не может, что социалистическое культурное строительство будет возможно лишь тогда, когда отпадет необходимость диктатуры пролетариата, и что в силу этого наша культурная работа "целиком стоит еще под знаком европейской и мировой революции" и что вся она "есть не что иное, как приведение себя в некоторый порядок между двух боев и походов". Вторая из них - богдановская буржуазно-реакционная теория, перенятая и усвоенная в свое время пролеткультовцами, стояла на той точке зрения, что культура пролетариата должна "высиживаться в рамках специальных замкнутых организаций, представляющих из себя нечто вроде особой самостоятельной формы рабочего движения, не подчиненной руководству пролетарской партии. Под знаком этой теории боролись против ленинизма напостовцы. В зависимости от нее, вне всякого сомнения, находились и некоторые группы РАПП. Нашей партии приходилось вести борьбу прежде всего против этих буржуазных теорий в области культуры, которые то там, то здесь выставляли свои капитулянтские уши и на протяжении последних лет. И конечно, товарищи, большевизму, для того чтобы расчистить путь для массового культурного подъема, надо было разгромить и эти отрыжки указанных выше буржуазно-реакционных теорий в области культуры. Я здесь не могу не упомянуть также о том, что для обеспечения быстрейшего подъема такой важнейшей части культурного строительства, как школа, нам пришлось по директиве ЦК искоренить левацкую теорию "отмирания школы", которая имела большое хождение в наркомпросовских кругах и органах народного образования. Эта теория лила воду на мельницу самых реакционных взглядов, тянувших нашу школу в сторону старой буржуазной школы. Она причинила огромный вред строительству новой политехнической школы, а потому ликвидация этой теории была обязательным условием для того, чтобы начать по-настоящему поднимать школу на высоту, требуемую всем народнохозяйственным планом первой пятилетки. Вот именно эта борьба, в результате которой партия разгромила все антиленинские теории, и расчистила путь для культурного подъема нашей страны. Январский пленум ЦК и ЦКК отмечал, что: "рост народного хозяйства и подъем благосостояния трудящихся масс сопровождались одновременно значительным расширением культурной базы и быстрым ростом технических кадров СССР". Подъем этот раздавался вширь и одновременно шел вглубь. Характерной особенностью этого культурного подъема является то, что он захватил буквально все основные отрасли культурного строительства. Одновременно еще более существенной и характерной чертой этого подъема явился тот факт, что во всех, или почти во всех, основных отраслях культурного строительства мы имеем на базе усвоения всего ценного в культурном наследстве всех предшествовавших социализму общественно-экономических укладов развитие подлинной культуры пролетариата. Именно в этом нашло свое отражение бурное поступательное движение вперед социалистического строительства за годы первой пятилетки. Наличие подъема, вне всякого сомнения, мы имеем в таких отраслях культурного строительства, как достижение почти поголовной грамотности взрослого населения, рост технической и агрономической грамотности рабочих и колхозников, строительство политехнической школы, широкий размах таких мероприятий, как детский театр, клубы, детские технические станции, детские физкультурные учреждения и т. д. Значительно выросла сеть дошкольных учреждений, выросла сеть библиотек, имеет место рост кадров наших советских специалистов во всех отраслях народного хозяйства. Особенно следует отметить, товарищи, крупные успехи в развитии целого ряда научных учреждений и советской науки вообще, которые теперь уже тесно связаны с потребностями победоносно движущегося вперед социализма. Наличие подъема мы должны отметить также и в таких областях как литература, театр, музыка, музыкальное образование, изобразительные искусства, т. е. живопись, скульптура, графика и т. д. Я остановлюсь на важнейших отраслях культурного строительства и, прежде всего, на той важнейшей задаче, над которой мы работали за последние годы, именно на школе, на всей совокупности мероприятий, входящих в область народного образования. Мы можем заявить съезду, что задача, которая была поставлена перед нами XVI партийным съездом о введении всеобщего обязательного первоначального обучения, выполнена. Если взять бюджет народного образования всех союзных республик, то бросается в глаза не только общий гигантский рост всего культурного бюджета Союза, но, прежде всего, громадный рост его в национальных республиках, в особенности в республиках Средней Азии, в таких союзных республиках, как Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. Из 15 1/2 млрд. всего бюджетного плана по просвещению первой пятилетки на кадры приходилось 7 млрд. руб., на массовое просвещение - 7 млрд. и на науку - около 1 1/2 млрд. Расходы на просвещение на душу населения в 1913 г. - 1 р. 73 к., а в 1932 г. - 38 р. 64 к. Надо отметить, и это вы все знаете прекрасно, что нет такого города в нашей стране и даже такого сельсовета, где бы не росли расходы на народное образование, где бы вы не имели расширения сети учреждений народного просвещения и подъема качества их работы. Вот, например, город Рыбинск. Это уже не такой знаменитый город, это обычный, рядовой город. Смотрите, какая картина: в Рыбинске мы имеем рост бюджета народного просвещения за первую пятилетку с 410 тыс. руб. до 2 421 тыс. руб. В 1918 г. учащихся в этом городе было 3 125 человек, в 1928 г. - 5 250, а в 1933 г. - 12 500. В настоящее время Рыбинск имеет следующую сеть школ и институтов: авиационный институт, вечерний педагогический институт с двумя отделениями, 2 рабфака, 6 ФЗК, 10 вечерних школ, 10 средних школ, 35 дошкольных учреждений и 3 библиотеки. И это в то время, как в странах капитализма народное образование идет вниз, культурные бюджеты резко сокращаются, наука свертывается и вся "прославленная" европейская цивилизация катится в пропасть. Возьмите для сравнения с нашим Рыбинском, скажем, немецкий город Лейпциг. Содержание народных школ в Лейпциге в 1929 г. стоило около 270 тыс. марок, затем из года в год непрерывное падение, и в 1932 г. Лейпциг тратит на народные школы всего 25 1/2 тыс. марок. Вся работа школы в Союзе проходит в настоящее время под знаком самой напряженной борьбы за внедрение грамотности, за то, чтобы миллионы учащихся, которые сейчас вовлечены в нашу школу, выходили образованными, грамотными людьми. Вопросы знания, усвоения "основ наук" являются центром всей нашей школьной работы. Программа, внутришкольный режим, дисциплина, учебник, ученическая тетрадь, учитель - это то, что сейчас сосредоточивает наше основное внимание. Этот поворот всей школьной работы был произведен нами по указанию товарища Сталина. По инициативе товарища Сталина была разработана известная сентябрьская директива ЦК партии о школе, положившая начало нынешнему подъему начальной и средней школы. Вот я имею перед собой маленькую табличку, относящуюся к 10-й школе Фрунзенского района Москвы. Она касается учебной нагрузки учащихся. В декабре месяце прошлого года проведен был в течение недели хронометраж над рядом групп учащихся этой школы. Взяты были 4, 7 и 9-я группы. Эта работа имела целью определить, как распределяется время ребенка и подростка, сколько часов тратит он на учебную работу в школе и на подготовку уроков дома. На основании данных этой таблички можно констатировать, что учеба стоит в центре внимания наших школьников. Это уже может считаться завоеванным твердо и прочно. В некоторых школах здесь есть даже элементы перегрузки. В то же время мы можем также сказать, что наша школа теснейшим образом связана с той громадной строительной социалистической работой, которая ведется в нашей стране. Наши ребята живут теми же вопросами борьбы и строительства, которыми заняты рабочие и колхозники нашего Советского Союза. Конечно они заняты ими по-своему, по-ребячьи, - что и не плохо, - но что заняты они ими - это несомненно. Я взял несколько писем ребят, которые они пишут в Центральную техническую станцию. Вот Коля Кольцов из Шаховского района. Он пишет в ЦТС письмо, где говорит о том, что хочет построить модель аэроплана. Он пишет: "Как ее построить, я немного не знаю, затрудняюсь, как сделать мотор. В моторе вся суть, а сделать не могу", и обращается к станции с просьбой помочь ему в этом деле. Он пишет также, что строит автомобиль и что ему требуются цепь и зубчатые колесики, и он советуется со станцией, из какого материала ему их нужно сделать. Вот Георгий Кушнарев из села Залерье, Иркутского района. Он занят изобретением ветродвигательной тележки и пишет об этом в ЦТС, спрашивая совета. Вот Коля Соловьев из Череповецкого района, 14 лет, - это мальчуган, который улучшил молотилку, и эта молотилка была премирована на сельскохозяйственной выставке в Череповце. О чем свидетельствуют все эти примеры? Эти примеры свидетельствуют о том, что наша школа живет теми же вопросами, над разрешением которых работает вся страна, миллионы рабочих и колхозников под руководством нашей партии, что школа подготовляет строителей социализма. При этом надо сказать, что раньше, примерно года два-три назад, в школе это дело было перевернуто наголову в том смысле, что ребята очень много занимались общественными делами и очень мало занимались учебой, усвоением знаний. Теперь все это поставлено на свое место, и в центре внимания школы стоит учеба, знание, грамотность учащихся, что, конечно, обязательно предполагает связь этих знаний с общественной работой и трудом. Здесь нам предстоит еще громадная работа (постановка в школе трудового обучения, физкультуры, художественного воспитания детей), но основное, повторяю, уже завоевано, школа, ее развитие идут по правильному руслу. Я взял одну книжку, касающуюся Фрунзенского района. Эта книжка была выпущена в 1929 г. и называлась "В атаку на бескультурье". В ней помещены материалы, касающиеся отдельных школ этого района. Эти материалы говорили о том, что у нас процент детей рабочих в старших группах семилетки был в тот период очень низок, происходило, если можно так выразиться, "вымывание" детей рабочих из общеобразовательной семилетней школы. Это имело место например в школе № 9 и в школе при фабрике им. Свердлова. Я заинтересовался, как эти школы выглядят в отношении этого факта в 1933 г. И оказалось, что в обеих этих школах в настоящее время процент детей рабочих от младших групп к старшим уменьшается несравненно менее резко, чем в 1928-1929 гг., а в школе при фабрике им. Свердлова держится почти на одном уровне на протяжении всех семи групп нашей средней школы. О чем это говорит? Это есть факт, отражающий укрепление позиций социализма, громадный рост народного хозяйства, громадное укрепление рабочего класса. Но тут надо отдать должное и улучшению работы самой школы. Это является бесспорным. Конечно в работе нашей школы еще тьма-тьмущая недостатков, и я привел вам эти примеры, свидетельствующие о подъеме школьного дела, не для того, чтобы от этих недостатков отмахнуться, а для того, чтобы иллюстрировать тот подъем школы, который несомненно имеется и который растет прежде всего на основе роста и укрепления социалистической базы нашей страны под руководством ЦК партии и ее вождя товарища Сталина. Одна из важнейших задач, которую мы должны решить сейчас в области народного образования, - это вопрос об учителе, это проблема педагогических кадров. Это является таким практическим вопросом, от которого зависит дальнейший подъем школы во втором пятилетии. Товарищ Сталин в своем докладе говорил относительно педагогических институтов. Эта задача встает перед нами с особой остротой именно потому, что мы сейчас разрешили проблему первоначального обучения, что мы сейчас работаем над тем, чтобы семилетка стала всеобщей и обязательной, что мы уже разворачиваем десятилетнюю школу и в этом отношении без настоящей работы педагогических институтов, которые сейчас находятся, как совершенно справедливо сказал товарищ Сталин, "в вагоне", без этого мы такую громадную задачу не разрешим. Это основное звено в нашей работе, за которое нужно ухватиться. Я должен обратить ваше внимание на один факт, который сейчас уже играет громадную роль в подъеме всей нашей школы, - это то, что на селе школой уже начинают более или менее вплотную заниматься наши политотделы. И я не сомневаюсь, что с помощью политотделов и тех великолепных кадров, которые туда даны партией мы, конечно, сможем гигантски ускорить темпы расширения и укрепления сети народного образования в колхозной деревне. А это задача важнейшая. Я должен также отметить, что и на транспорте политотделы, - несмотря на то, что у них и своей железнодорожной работы по горло и с ней они еще пока не в достаточной степени справляются и к ней они только вплотную подходят, - они сейчас начинают интересоваться школой. И совершенно ясно, что для того, чтобы вытянуть транспорт в соответствии с теми громадными требованиями, которые предъявляются к нему в настоящее время, конечно надо идти навстречу удовлетворению такой потребности железнодорожников, как обучение их ребят. Здесь имеет крупное значение и дошкольное воспитание детей железнодорожников. Но важнейшая задача в области просвещения на железнодорожном транспорте - это школа. Она еще в плохом состоянии, особенно школа на линии, и ее надо поднимать и поднимать. Я повторяю: факты, что начальники политотделов в деревне, начальники политотделов железнодорожного транспорта начинают подходить к школьному делу, ему помогать, есть один из залогов того, что мы сумеем в ближайшие годы убыстрить темпы развития народного образования, расширить и укрепить нашу семилетнюю, а затем и десятилетнюю школу. Товарищи, мы имеем крупный рост советской науки за последние годы, имеем громадный рост научных учреждений и прежде всего тех, которые находятся в ведении наших хозяйственных наркоматов и различных хозяйственных организаций. Это факт общеизвестный. И я хочу обратить внимание съезда на то, что мы имеем развитие не только сети специальных научно-исследовательских учреждений и технических лабораторий, но мы имеем развитие того, что называется общей наукой. Возьмите Академию наук СССР. Мы видим, как изменилась ее работа за последние годы. В настоящее время она уже не оторвана от советской власти и социализма, а работает в теснейшем контакте с потребностями социалистического строительства. Недавно Академия наук выпустила сборник памяти Карла Маркса. На обложке написано: "Карлу Марксу - Академия наук СССР". Выпуск Академией такого сборника представляет собою факт несомненно знаменательный. В предисловии, которое отражает мнение всех участников этого сборника и является официальным документом, написано: "Академия наук СССР, выпуская настоящий сборник, возлагает венок на могилу величайшего мыслителя-революционера". "Академия наук, - читаем мы дальше, - включившись, как звено, в великую цепь социалистического строительства, вносит свою лепту в идейный фонд, созданный в дни, посвященные памяти гениального пролетарского вождя". Возьмите, товарищи, далее, наши университеты и университетскую науку. За последние годы университеты вырастают в крупнейшие центры советской научной мысли. Вам будет роздан специальный сборник относительно государственных университетов РСФСР, а также альбом снимков, которые дают представление о росте государственных университетов за последние годы. Научная работа, которая здесь сейчас ведется, сосредоточивается на общих проблемах науки, и в то же время она теснейшим образом связана с потребностями социалистической индустрии и социалистического земледелия. Возьмем к примеру хотя бы научно-исследовательский Институт физики МГУ. Там имеется лаборатория оптики, которая разрабатывает ряд технических проблем, - так лаборатория установила метод определения кремния в чугуне, а также новый способ определения качества различных сортов стали с помощью спектрального анализа. Этот метод применен уже на автомобильном заводе им. Сталина и помогает этому заводу бороться за уменьшение брака. Та же лаборатория работает над целым рядом общих научных проблем и прежде всего над проблемой рассеивания света и изучения строения вещества. Причем эти работы лаборатории оптики МГУ получили уже мировую известность. Далее, возьмите Институт математики и механики Московского университета, где молодыми учеными проделан целый ряд таких работ, которые имеют уже известность далеко за пределами нашей страны. Укажу также - тоже в качестве иллюстрации - на чрезвычайно ценную работу Института прикладной физики при Ленинградском университете. Наши университеты не только обеспечили в своих стенах работу целой плеяды таких академиков, как Зелинский, Хвольсон, Каблуков, Комаров и т. д. и т. п., но они уже имеют и выросшую после Октября научную молодежь. Вот профессора МГУ Шнерейман и Гейфанд, уже широко известные своими математическими работами, - это молодежь, они родились в 1905 г. Вот Камай - профессор Казанского университета, татарин, бывший грузчик, автор ряда научных работ в области органических производных фосфора и мышьяка. Вот Айрапетянц - заместитель директора Физиологического института ЛГУ, возглавляемого профессором Ухтаменши; Айрапетяни кончил аспирантуру в 1931 г. Вот Дьячковский - профессор Горьковского университета, бывший шахтер, имеет 16 научных работ по коллоидной химии, аспирантуру окончил в 1929 г. Вот Быховская - директор института зоологии МГУ, университет окончила в 1928 г. Список этот конечно можно было бы еще значительно увеличить. Здесь же необходимо отметить укрепление наших научных библиотек. Мы в значительной степени расширили такие крупнейшие научные библиотеки, как Ленинская библиотека в Москве, как библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Казанский университет имеет библиотеку в 2 1/2 млн. томов. В Иванове создана специальная научная библиотека, имеющая до 500 тыс. томов. Мы имеем крупнейшие успехи в области искусства. За последние годы наличие большого подъема имеет место прежде всего в литературе и драматургии. Наша литература идет уже нога в ногу с побеждающим социализмом, она откликается на боевую злобу сегодняшнего дня, умея в то же время брать большие высоты художественного мастерства. Конкурс на лучшую пьесу, который был организован по специальному постановлению СНК Союза, - сейчас мы заканчиваем работу по оценке представленных произведений, - себя целиком и полностью оправдал. Мы имеем примерно 1 200 пьес, из которых можно выбрать соответствующее количество для премирования и значительное количество для постановок в наших театрах. Сеть наших театров растет довольно быстро. В РСФСР в 1930 г. их было 330, а теперь (в 1933 г.) - 480. В 1933 г. через них прошло 54 млн. зрителей. Растут национальные театры. Москва имеет 65 театров. Лучшие из них своими гастролями обслуживают весь Союз. Мы имеем уже значительный подъем в области музыки, в области обслуживания музыкой широких масс. В РСФСР мы имеем свыше 4 тыс. симфонических оркестров, камерных ансамблей и хоров. В 1932 г. их слушало 2 млн. человек. Московская филармония за последние 3 1/2 месяца (октябрь - половина января) в Малом и Большом залах консерватории организовала 145 концертов (82 1/2 тыс. слушателей). Программа концертов - классики, советские композиторы и современные европейские композиторы. Мы уже выращиваем свои музыкальные и вокальные кадры. Я надеюсь, что с разрешения Президиума мы сумеем показать съезду наших малолетних виртуозов и молодую смену наших вокалистов. Капиталистический мир безжалостно калечит эти молодые дарования, мы же имеем все возможности вырастить и выращиваем их. Специальные школы талантливых ребят - дирижеров, виолончелистов, скрипачей, пианистов - имеются и на Украине (в Одессе), и в Ленинграде, и в Москве. Мы можем сейчас уже сказать, что крупнейшие оперные театры начинают снабжаться кадрами из наших консерваторий. Наличность подъема несомненна и в области изобразительных искусств. За 1932 и 1933 гг. было организовано несколько крупнейших выставок живописи, скульптуры и графики, которые говорят о том, что наши художники по-настоящему включаются в процесс социалистического строительства и одновременно работают над тем, чтобы идти по пути социалистического реализма. В нынешнем году организована Академия художеств в Ленинграде и Архитектурная академия в Москве. Я должен, товарищи, указать, что особенно за последний период краевые и областные партийные органы непосредственно руководят культурной работой. Северокавказский крайком организует под своим руководством культпоход в колхозной деревне. Горьковский крайком непосредственно занимается школой, его постановление об избе-читальне сыграло уже большую роль в организации массового просвещения в деревне. В ЦЧО, как уже здесь говорил товарищ Варейкис, сейчас введено всеобщее семилетнее обучение, успех этого дела целиком зависел от партийной организации. В сущности говоря, я должен был перечислить все края и области РСФСР. Во главе здесь стоят Москва и Ленинград, которые всему Союзу показывают пример подлинного, конкретного, непосредственного руководства всем культурным делом. Культурная работа растет и в наших национальных республиках. Мы и здесь добились уже значительных успехов в области культурного строительства. С трибуны нашего съезда я обращаюсь ко всем товарищам с просьбой усилить свои заботы об учителе. От этого в ближайшие годы будут зависеть успехи в борьбе за политехническую школу. Культурный фронт - это можно уже сейчас сказать - начинает выравниваться по передовым колоннам социалистического строительства нашей страны. Под руководством партии и нашего вождя и учителя товарища Сталина мы будем добиваться и добьемся в ближайшие годы к новых побед в борьбе за бесклассовое социалистическое общество и нового подъема социалистической культуры. (Аплодисменты.) Далее читайте:Россия в 30-е годы (хронологическая таблица). Основные мировые события в 1934 году (хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |