XVII съезд ВКП(б)
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ > XVII СЪЕЗД ВКП(б) СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ >

ссылка на XPOHOC

XVII съезд ВКП(б)

1934 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

XVII съезд ВКП(б)

26 января - 10 февраля 1934 г.

Стенографический отчет

Заседание четвертое (28 января 1934 г., утреннее)

Продолжение прений по Отчетному докладу товарища Сталина о работе ЦК ВКП(б):

Речь товарища Колотилова

Постышев (председательствующий). Товарищи, заседание съезда возобновляется. Слово имеет товарищ Колотилов.

Колотилов (ЦК Рабпрос). Товарищи, под руководством партии и ее ЦК во главе с товарищем Сталиным рабочий класс нашей страны победил в великой борьбе за освобождение человечества от эксплуатации, за новое социалистическое общество. Под руководством товарища Сталина партия большевиков безусловно сумеет на том фундаменте социализма, который пролетариат создал уже, довести до конца социалистическое строительство в борьбе с самотеком, в борьбе с идейными извращениями ленинизма и в ожесточенной борьбе с остатками классового врага. Этому порукой большевистская закалка и ленинская выдержанность нашей партии, мудрость ее вождей и гений товарища Сталина. Наша страна покрылась сетью новых предприятий, новых городов, заводов, фабрик; возникли новые отрасли промышленности, о которых в старой России даже и не мечтали. Страна стала индустриальной. На базе высокой машинной техники создано новое земледелие на новых общественных началах, гигантски выросли производительные силы страны; создана новая техника, поднята научная работа. Партия решила важнейший вопрос социалистической революции - вопрос крестьянский. Колхозный строй в деревне победил, колхозы окрепли, становятся большевистскими. На наших глазах создается новый человек с широким кругозором и социалистическим мировоззрением. Товарищ Постышев совершенно правильно указал на целый ряд как будто мелких бытовых частностей в жизни рабочих и крестьян, которые в корне меняют жизнь и быт трудящихся. В самом деле, посещение кино, посещение театра, приличная комфортабельная квартира, книги, газеты, общественные столовые — все эти стороны быта рабочей семьи в своей совокупности создают совершенно иную бытовую обстановку, создают иной характер и иной тип человека. Особенно нужно отметить глубокое изменение характера нашей молодежи, которое произошло и будет продолжаться в самую хорошую сторону в значительной мере под влиянием комсомола. Под влиянием всей советской общественной обстановки рабоче-крестьянская молодежь воспитывается в совершенно ином духе, из нее выйдут и выходят уже совершенно иные люди, чем в недалеком прошлом, но уже к счастью в старом, пережитом.

Я хочу остановиться на одном из участков социалистического строительства, а именно на школе. Всеобщее начальное обучение в очень значительной мере меняет всю обстановку жизни и быта семьи трудящихся. Сейчас со школой связаны решительно все рабочие, решительно все крестьянство.

Необходимо также указать как на важнейшее орудие в воспитании, в воздействии социалистического государства на массы, - это на библиотеку. Если в общеобразовательной школе обучается 25 млн. советских детей и советской молодежи, то в библиотеках подписчиков насчитывается около 15 млн. взрослых трудоспособных людей. В наших книгохранилищах сосредоточены буквально сотни миллионов книг, что превышает в десятки раз то, что было до революции.

Товарищи, и школа, и библиотека, и другие виды и формы массового просвещения имеют важнейшее значение и в политическом отношении. Правильно будет сказать, что за последние годы на культурных участках не раз находила себе приют агентура классового врага. Имеется ряд примеров того, как агенты капиталистических интервентов осуществляли свою контрреволюционную деятельность на этих участках социалистического строительства. И правильно с этой точки зрения товарищ Сталин на январском пленуме ЦК и ЦКК выдвинул требование освободить наши учреждения от остатков классового врага. Школа, библиотека, воздействующие на десятки миллионов людей, являются важнейшим участком работы, и оградить их от воздействия, влияния и захвата классового врага, мне кажется, является одной из больших задач партии и рабочего класса.

Товарищи, за период с XVI съезда ЦК партии очень много сделал для правильной постановки школы. В своем постановлении от 5 сентября 1931 г., которое среди работников просвещения известно как историческое постановление о школе, ЦК решительно прекратил недопустимое прожектерство, имевшее место до тех пор в школьном строительстве. Этим решением перед школой поставлены практические, твердые, ясные и четкие основные задачи: первая из них — добиться освоения детьми и молодежью основ наук и вторая - поставить на должную высоту коммунистическое воспитание. В следующем постановлении от 21 августа 1932 г. ЦК партии дал директиву о школьных программах и о режиме в школе, существенном и важнейшем вопросе школьного строительства. И, наконец, в 1933 г. в феврале месяце ЦК вынес решение об учебниках. На основе этих директив ЦК наша школа имеет уже ряд достижений. Дети и молодежь теперь получают более солидные, более твердые знания в соответствующем их возрасту объеме. Школа начинает приучать детей к работе над собой, воспитывать трудовое упорство, необходимое будущим строителям социализма. Постепенно школа преобразуется в соответствии с требованиями программы нашей партии.

Материальное положение и хозяйство школы приводятся в порядок. Директивы ЦК о школе мобилизовали трудящихся, мобилизовали общественные организации вокруг нее. Старые работники просвещения, старые учителя говорят, что подготовка к текущему учебному году в результате внимания общественности и партийных организаций прошла так, как никогда, в смысле обеспеченности нормальной деятельности школы.

Самый важный вопрос теперь, товарищи, в школьном строительстве - это вопрос учительских кадров. Здесь мы имеем тоже много нового, есть и достижения. Но надо признать, что учительские кадры все же в основной массе еще слабы в смысле своей квалификации и усвоения ими учения Маркса - Ленина - Сталина. Всеобуч привлек в школу буквально сотни тысяч молодежи: из 700 тыс. учителей около половины — это молодежь до 30-летнего возраста. Работа партийных организаций над этим составом работников привела к тому, что здесь появилась значительная рабоче-крестьянская и партийно-комсомольская прослойка. Но квалификация молодых учителей еще слаба, среди них нужна большая, систематическая воспитательная работа в духе марксизма-ленинизма. И мне думается, что совершенно необходимо ухватиться за то замечание, которое высказал в своем докладе товарищ Сталин относительно педагогического образования, и создать те же условия для подготовки педагогических кадров, которые XVI съезд партии определил для подготовки хозяйственных и технических кадров.

Товарищи, народный учитель всегда привлекал внимание партии, В частности товарищ Ленин придавал учителю огромнейшее значение, Я не могу не процитировать то, что говорил товарищ Ленин об учителе, хотя эти слова товарища Ленина несомненно известны огромнейшему количеству членов партии. Он говорил:

"Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это - истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию, и, главное, главное и главное - над поднятием его материального положения".

Материальное положение учителя значительно поднято, необходимо следить за тем, чтобы продолжать по мере роста богатства нашей страны улучшать его.

Самое же главное - необходимо помочь учителю в его работе над собой, с одной стороны, с другой - необходимо помочь педагогическим учебным заведениям, которые уже теперь охватывают сотни тысяч студентов. Но они выросли только за последние годы и еще нуждаются в большой поддержке. Учительство же будет работать над повышением своей квалификации, над усвоением марксистско-ленинского мировоззрения и обещает XVII съезду партии поставить на еще большую высоту политехническую школу, достойную пролетарской революции, школу Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. (Аплодисменты.)


Далее читайте:

Россия в 30-е годы (хронологическая таблица).

Основные мировые события в 1934 году (хронологическая таблица).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС