М.А. Каллаш Н.А. Бердяеву |
|
1925 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Письмо М.А. Каллаш - Н.А. Бердяевуоб издании еженедельника «Русская неделя» и с просьбой предоставить для первого номера лекцию об А.С. Пушкине20.06.1925 3, rue Jacques Offenbach Paris 16-ème Многоуважаемый Николай Александрович! Вчера вечером получила Ваше письмо и очень Вас благодарю за то, что Вы не забыли о моей просьбе и находите время со мной повидаться. Конечно, во вторник я буду дома и стану Вас ждать с большой радостью. Теперь обращаюсь к Вам с просьбой, которую я, ввиду спешности дела, не могу отложить до нашего свидания. Маленькая группа лиц, случайно работавших в «Вечернем времени»1 и не пожелавшая по одинаковым со мною мотивам переходить ни в «Возрождение»2, ни в «Русское время»3, превратившееся совершенно в уличный листок, предпринимает издание, пока небольшого по размерам, еженедельника «Русская неделя»4, в котором, помимо неизбежной хроники и политических обозрений, во главу угла будет положено освещение вопросов современной жизни с точек зрения Вам очень близких. Инициатива этого издания была главным образом моя, так как мне не хотелось идти ни в какую партийную газету и трудно было, вместе с тем, победить желание говорить о том, что в нашей жизни является наиболее важным. Эмиграция, за исключением сравнительно небольших групп, живущих своей жизнью, далекой от газет, настолько соблазнилась, как Вы знаете, «прикладным христианством», настолько самоуверенна и близорука исторически, что, мне кажется, надо в какой-то степени пытаться выводить ее из тупиков узкополитических устремлений. В этом задача нашего маленького издания, которому, конечно, придется до некоторой степени отдавать «кесарево — кесарю» в смысле невозможности обойти ту «злобу дня», которая имеется во всех газетах и полугазетах. Без этих добавлений нам нельзя рассчитывать на тираж и придется выходить «на правах рукописи». На это у нас нет денег, а, кроме того, наша цель — возможно широко поставить пропаганду христианского понимания жизни. Мне давно хотелось еще в газете познакомить читателей с основными положениями Ваших трех последних книг5, но «Вечер[нее] вр[емя]» было уже очень несерьезно и через край залито всяческим «галлиполийством»6. Основная группа наша очень невелика — всего четыре человека, из которых Вы знаете только меня и, вероятно, старика Ладыженского Вл[адимира] Ник[олаевича]. Ведать всей административной стороной издания будет Алек[сандр] Ив[анович] Грамматиков, бывший директор-распорядитель «Нов[ого] вр[емени]» в Петербурге, большой Ваш почитатель. Редактора фактически у нас нет, а заведовать сдачей материала в печать будет некий Евг[ений] Петр[ович] Семенов, который и достал небольшие деньги на издание. Моя просьба к Вам весьма «дерзкая»: не дадите ли Вы нам для первого номера этой «Русской недели» Вашу лекцию о Пушкине7, в виде статьи в 500–550 газетных строк? Понимаю вполне, что в неведомое и новое издание Вы затруднитесь, может быть, дать Вашу подпись, ибо у нас нет пока так называемых «имен», но мы их не хотим искать среди «известных общественных и политических деятелей», а стремимся к Вам, к о. С.Н. Булгакову и Вашим единомышленникам. Лицо, давшее нам деньги на начало издания, потребовало его неотложного выхода в ближайшие дни, и это, конечно, лишает нас возможности действовать, не торопясь, предварительно переговоривши с теми, чье участие для нас столь желательно. Ввиду этой вынужденной скоропалительности я и пишу Вам о статье, не дожидаясь вторника. Чтобы у Вас все же было представление о будущем издании, могу сказать, что размер его для начала всего 32 стр., формат обычных французских еженедельников вроде «Lecture pour tous»8. По существу пока это понедельничная газета в виде книжки с серьезным отделом внутри. Политического флага никакого: мы, конечно, никак не демократы, но и не монархисты в смысле здесь распространенном, ибо основа у нас христианская. Если бы Вы пожелали ближе к нам подойти, то оказали бы нам огромную помощь и услугу. Я мечтаю установить связь этого издания с христианской молодежью9. Что касается гонорара, то мы очень небогаты и можем Вам предложить за статью не больше 150–200 фр[анков]. Возможно, что нам помогут денежно, и тогда, конечно, условия оплаты изменятся к лучшему. Чтобы статья Ваша (я наудачу спросила о Пушкине) могла попасть в первый номер, мне необходимо ее получить и сдать не позднее вторника. Если Вас не затруднит, я бы попросила Вас мне ответить открыткой в двух словах, что Вы думаете по поводу нашей к Вам просьбы. Искренно Вам преданная М. Каллаш РГАЛИ. Ф. 1496. Оп.1. Ед. хр. 500. Л. 2–3. Автограф. Примечания 1 «Вечернее время» — ежедневная газета, выходившая в Париже в 1924–1925 гг. под редакцией Б.А. Суворина. 2 «Возрождение» — одна из наиболее популярных ежедневных (с 1936 г. — еженедельных) газет Русского Зарубежья, выходившая в Париже в 1925–1940 гг. Создатели газеты — крупнейший нефтепромышленник А.О. Гукасов и литератор, экономист, философ П.Б. Струве. Имела монархическую направленность, стремясь объединить русских эмигрантов на основе идей Белого движения. 3 «Русское время» — ежедневная общественно-политическая газета, основанная на базе двух газет — «Русской газеты» и «Вечернего времени» — в июне 1925 г. и просуществовавшая до начала 1929 г. 4 «Русская неделя» — журнал политики, литературы и искусства, выходивший в Париже в 1925 г. «при ближайшем участии А.И. Грамматикова, М.А. Курдюмова, В.Н. Ладыженского, П.А. Никашина, Е.П. Семенова». Всего вышло 7 номеров. Бердяев в этом издании не публиковался. 5 Имеются в виду книги «Смысл истории…» (Берлин, 1923), «Философия неравенства…» (Берлин, 1923), «Новое средневековье…» (Берлин, 1924). 6 «Галлиполийство» — монархическая идеология той части русской эмиграции, которую составили военные. После поражения Белой армии в Крыму они эвакуировались в Турцию и попали в лагеря, располагавшиеся на Галлипольском полуострове, где находились до апреля 1922 г., когда организованно переехали в Европу — Болгарию, Королевство Сербии, Хорватии и Словении (с 1920 по 1925 г.), затем часть из них поселилась во Франции, Германии, Чехословакии, США. Идейным центром стал Союз галлиполийцев во Франции и общества галлиполийцев в ряде стран. 7 Вероятно, речь идет об одной из лекций курса «Русские духовные течения», который читал Бердяев в 1925 г. в Религиозно-Философской академии. 8 «Чтение для всех» (фр.). 9 Речь идет о Русском студенческом христианском движении — организации русской православной молодежи, возникшей в 1923 г. в Пшерове (Чехословакия), первый съезд которого состоялся в Аржероне в 1924 г. при поддержке американского Христианского союза молодых людей (YMCA). Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/ Далее читайте:Бердяев Николай Александрович (1874-1948), религиозный философ. Каллаш Мария Александровна (Новикова, М. Курдюмов) (1885–1954), литературовед. Россия в 20-е годы (хронологическая таблица). Основные события 1925 года (хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |