О настроениях рабочих
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ > ДОКУМЕНТЫ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА >

ссылка на XPOHOC

О настроениях рабочих

1923 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Из информации начальника информбюро Московского губотдела ОГПУ Марковича о настроениях рабочих Московского железнодорожного узла

Совершенно секретно

Информационные сведения к 1 часу дня 30 августа 1923 г.

30.08.1923

По Московскому железнодорожному узлу. — В дополнение к сведениям о постоянном недовольстве рабочих на почве низких ставок сообщается, что вчера состоялось общее собрание мастеровых, рабочих и служащих 18-го участка Службы тяги. Собрание открылось в 4½ часа дня и закончилось в 9 часов вечера. На собрании присутствовало около 1200 чел., в том числе около 200 чел. 1-го участка Службы тяги и рабочих других служб. Были также совершенно посторонние граждане. В порядке дня стояли вопросы: 1) о заработной плате, 2) о переходе на простую сдельщину. По первому вопросу докладчиком был секретарь ЦК союза железнодорожников тов. Андрейчик. После доклада собрание приняло бурный характер. Особенно резко выступала группа рабочих (персонально установленных), известная как будирующий элемент среди рабочих Т.Ч.-18 и Т.Ч.-1 1). Выступавшие предъявляли не только экономические требования, но и выступали против тактики Советской власти. После долгих прений по первому вопросу была принята следующая резолюция, предложенная докладчиком с добавлениями рабочих: «Заслушав доклад тов. Андрейчика о заработной плате на транспорте, общее собрание рабочих 18-го участка службы тяги, считаясь с невозможностью немедленного уравнения заработной платы железнодорожников со ставками рабочих тяжелой промышленности, все же считает необходимым напомнить ЦК союза, что железнодорожники находятся в тяжелом материальном положении, а потому ЦК должен использовать всякую возможность к увеличению заработной платы железнодорожникам и уравнению ее с зарплатой рабочих тяжелой промышленности, причем разница в повышении должна начаться с сентября месяца. Собрание считает необходимым в ближайшее время перейти на исчисление зарплаты в твердых рублях и с начислением на август месяц 200 % на тарифную ставку».

По второму вопросу было принято предложение докладчика от учкпрофсожа тов. Короленко и делегатского собрания — перейти на простую сдельщину.

В месткоме Северной железной дороги обнаружено обращение от железнодорожников без подписей (очевидно, еще не собранных). Обращение заканчивается таким образом:

 «Ввиду изложенного обращаемся к дорожному профсоюзу с категорическим требованием, принять немедленные меры к тому, чтобы оклады железнодорожников были выправлены в самом ближайшем времени, чтобы ставки их не были ниже средних во всех советских учреждениях, чтобы в основе лежал товарный рубль, чтобы персональные оклады были искоренены решительным образом, как нелегальный вид поощрения начальственных лиц. Вместе с тем предлагаем союзу добиться упразднения сверхурочных, удлинения очередных отпусков до одного месяца, прекращения выдачи муки, заменив таковую выдачей соответствующей суммой по рыночной стоимости и других исправлений в порядке довольствия служащих. При обращении указанных требований просим категорически настаивать на проведении таковых в жизнь, не останавливаясь ни перед какими побуждающими мерами воздействия. Подчеркивая свое вполне лояльной отношение к Советской власти, при совершенном признании ее политпрограммы, мы, нижеподписавшиеся, считаем необходимым выступить с указанными выше чисто экономическими требованиями, так как занимать такое социальное положение, в каком оказывается железнодорожник, по крайней мере, обидно и унизительно. Призываем вас, товарищи, к решительному поддержанию этого требования, ибо все запасы терпения у нас исчерпаны и мы на пороге отчаяния: никто за нас, как мы сами за себя, — но должны сказать свое веское слово.

По полученным сведениям о работе Московского узла 30 августа рабочие приступили к работе своевременно, т.е. в 8 часов за исключением 18-го участка Службы тяги Северной железной дороги. Настроение рабочих этих мастерских довольно скверное, идет разговор о сдельной работе, за которую им не уплачивают, и о вчерашнем собрании, на котором поднимался вопрос о зарплате. В 9 часов работать еще не начинали, а продолжают собираться группами и вести оживленную беседу 2).

Вообще настроение среди рабочих Московского узла скверное. Везде идет оживленный разговор о зарплате. […]

Начальник информбюро Маркович

30 августа 1923 г.

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 835. Л. 231. Копия. Машинопись.

Примечания

1 Так в тексте.

2 Весь день 30 августа проходила «итальянка». На следующий день рабочие 18-го участка вроде приступили к работе, но она велась вяло. В итоге на протяжении пяти дней такой работы наблюдались производственные потери. (См.: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 835. Л. 233об.).

Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/  


Далее читайте:

Карательные органы СССР (справочник, включающий в себя также указатель имен).

Россия в 20-е годы (хронологическая таблица).

Основные события 1923 года (хронологическая таблица).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС