|
Шарапова Мария Федоровна родилась в 1925 г. в с. Чайинка в Новосибирской
области. Живет в Барабинске. Рассказ записал Воронкин Михаил в марте 1997 г.
Раскулачивание - это, не дай Бог, (перекрестилась) никому. Сами мы жили
скромно и небогато. Я плохо помню то время. Имею о нем представление больше по
рассказам более взрослых, чем я, людей: родителей и близких. Но эти рассказы у
них часто бывали сбивчивы и противоречивы. Многое осталось непонятным.
Но для меня ясно, что вместе с теми, кто жил, ничего не делая, получив
наследство от родителей, раскулачивали и честных, трудолюбивых людей. Они не
обязательно были богатыми. Просто имели 2-3 коровы, 5-10 свиней и жили в
добротных домах. Но ведь они сами их заработали! Много, очень много средних
хозяйств было раскулачено. Среди кулаков было мало плохих, злобных и жадных
людей. Часто это были образованные или наделенные природной хваткой и неутомимой
энергией люди.
Те, кто был неудачлив жизнью и испытывал недовольство своей судьбой, кто ничего
не умел и не имел, входили в отряды по раскулачиванию. Часто туда входили
любившие выпить.
Большинство отрядчиков были горожанами. Но в деревне у них всегда были свои
помощники. Это те, кто указывал на соседей как на кулаков. Так что отрядчики
верили нечестным людям, часто проходимцам, врунам и пьяницам. Такие люди были
заинтересованы в раскулачивании. Они получали часть добра из раскулаченных
хозяйств. Это добро они отвозили к родственникам в другие деревни, прятали в
лесу. Они ездили туда, где их не знали, и продавали, полученные таким нечестным
путем, вещи.
Раскулачивали в любое время, но чаще всего ночью. Никакие мольбы и уговоры не
действовали. Приходили, отбирали, высылали. А некоторых людей эти отрядчики
убивали только из-за их красивых жен и дочерей. Ничего и никого отрядчики не
боялись. Перед ними крестьяне были совершенно беззащитны.
Отряд по раскулачиванию обычно состоял из 10-15 человек. У них имелось 3-5
винтовок, наган, подводы. На подводы грузили отобранное у кулаков добро: муку,
хлеб, крупы. Животных забивали, а мясо грузили на те же подводы. Часть кулацкого
инвентаря забирали с собой, а часть оставляли в деревне. С собой забирали и
людей, которых никто, никогда больше уже не видел.
После того, как кого-то раскулачили, члены отряда пьяными ходили по деревне. В
эти моменты вся деревня дрожала от страха. Не дай Бог, этот пьяный отрядчик
зайдет к тебе в дом и убьёт твоего мужа, сына, или изнасилует дочь, жену.
Раскулаченных люди жалели. Кто, чем мог, помогал им. Но это было опасно для них
самих. Тех, кого отрядчики не выселяли из деревни, люди селили к себе. Обидно
было смотреть, как человек живет у чужих, а его собственный дом стоит пустым.
Кулацкий инвентарь бросали под дождем. Он никем не использовался и пропадал:
ржавел, гнил. Дома гнили и заваливались. Заборы падали. Земли кулаков зарастали
сорняком.
В книгах по коллективизации, написанных до перестройки, была показана нереальная
картина по раскулачиванию. В этих книгах кулаки описывались только плохими
людьми. А, вот, те, кто их раскулачивал, всегда рисовались работящими и честными
людьми. В книгах после перестройки все зажиточные изображались умными, хорошими
и душевными людьми. И то, и другое неправда! Одна крайность сменила другую.
Среди кулаков были такие, которые у бедняка выгребали последний хлеб за долги.
Правда и то, что только кулак мог убить человека из-за угла. Но зато старые
фильмы о колхозах правдивы. Они мне очень нравятся.
Во время раскулачивания была одна правда. Правда - человека с оружием! К моему
брату пришли и потребовали отдать всю муку, пшеницу и лошадей. Брат отказался.
Его жестоко избили, а муку, пшеницу и лошадей всё равно забрали.
Если хозяин был стоек и, несмотря на избиения, не говорил, где у него и что
спрятано, избивали его жену, сжигали постройки. Отряды по раскулачиванию
заходили в дома в любое время и даже не просили хозяина убрать собаку. Они её
просто убивали. Люди всё не могли взять в толк, - почему они должны бесплатно
отдавать всё то, что заработали честным трудом, "потом и кровью". Да и кому
отдавать?! Тому, кто не приложил абсолютно никакого усилия для того, чтобы это
иметь, не работал, а получил. Многие не понимали, - почему с такой жестокостью и
бессердечием их избивают за своё же добро. Все, кто сопротивлялся отрядчикам,
были убиты, или жестоко избиты.
Однако сопротивление было только в самом начале коллективизации. Очень скоро все
поняли, что лучше отдать всё, но сохранить свою жизнь и жизнь близких. Всё равно
ведь всё отберут! Мы знали, что в соседних деревнях убивали целые семьи, а трупы
увозили неизвестно куда.
Страх сковал людей. Люди стали меньше говорить. Стали бояться за каждое
сказанное слово. Страх - очень сильное чувство! Страх - это ощущение того, что
ты можешь навсегда потерять своих близких. Страх был нам привит новой властью и
жестким контролем каждого жителя деревни друг за другом. Страх - это неясность
завтрашнего дня, боязнь, что ты всё время делаешь что-то не то, и тебя за это
накажут.
До раскулачивания в доме было масло, молоко, творог, мед, яйца, хлеб. Всё это
было с небольшим избытком. После раскулачивания мы стали мясо есть только по
выходным, а творог и мед - только по праздникам. Хлеба было в обрез. Стали чаще
ходить по грибы и ягоды, собирать березовый сок. Мужики - охотиться, раков
ловить, рыбачить. Складывалось впечатление, что один человек работал, а
голодная, злая, ничего не имеющая и неумеющая толпа, только и ждет, чтобы отнять
у него кусок.
У нас в деревне были переселенцы из тех мест, где уже прошла коллективизация.
Они рассказывали о том, как ехали к нам в ссылку аж из-под Ростова. После
раскулачивания им оставили подводу, лошадь, мешок муки, немного хлеба и овощей.
И было указано направление, в котором они должны были ехать. Ехали они очень
долго, встречая по дороге множество людей. Люди шли от раскулачивания как
навстречу, так и за ними. Многие люди умирали в дороге: пищи было мало, дороги
разбитые. Часто их грабили разбойничьи банды.
Переселенцев наша деревня сначала встретила холодно. Затем, увидев, что приехали
работящие и умные люди, крестьяне стали обращаться к ним за советом.
Трудолюбивых людей всегда уважали. Но были и те, кто к нам попал в поисках
легкой жизни. Эти люди ничего не делали, их не уважали. Жили в самых плохих
домах и не спешили разводить скотину. Очень часто именно эти люди и входили в
отряды по раскулачиванию. Конечно, их не любили.
Тех, кто хотел уехать из деревни, всегда ждала неудача. Начальство не отпускало.
Да люди и не особенно стремились, так как в городе трудно найти работу и было
голодно. Переход на другую работу в колхозе не был нашим правом. Складывалось
ощущение, что тебя прикрепили к чему-то, и ты не в силах это изменить. Человек
был свободен только по пути на работу и по пути с работы до дому. Нормально
считалось, что все деревенские шли на работу с 14-15 лет.
Очень сильна была пропаганда. Люди сами себя забывали за громкими призывами и
лозунгами. Органы внутренних дел были местом, которое все старались обходить
стороной. Если ты туда попал за какую-то провинность, тебя могли лишить
партийного билета, выгнать с работы. Если милиционер подходил к дому, все
боялись и думали, что нарушили закон или сделали что-то не так. Считалось, что
милиция очень быстро находит преступников, и никто не остаётся безнаказанным.
Я слышала слово КГБ, знала, что это очень страшное слово, но не знала, как оно
расшифровывается. Если в деревню приезжали люди в военной форме, все знали, что
приехали кого-то забирать. Людей в военной форме боялись больше, чем
милиционеров. Их боялись все - начиная от скотника и кончая самым главным
человеком в деревне. В органы шли работать самые сильные парни, и никто из них
об этом потом не жалел.
Мой отец уже после войны, в 1947 году, построил дом из шпал: он работал на
железной дороге. До этого мы жили в двухкомнатном доме, а в новом доме построили
четыре комнаты. Отец сделал мебель, которая до сих пор нам служит. Вся деревня
гуляла на нашем новоселье. Новый дом очень редко появлялся в деревне.
Мама моя работала учительницей. Она всё время была в школе. Приходила домой и
что-то делала. Но нам казалось, что мама заботится о своих учениках больше, чем
о нас, своих родных детях. Маме было сложно перестроиться с того материала,
который давали в царской школе на тот, что надо было давать в советской. Из-за
этого у мамы были сложности с начальством.
В 30-е годы был голод. Он был вызван неурожаем и нежеланием зажиточных крестьян
сдавать хлеб, так как они могли заплатить государству с других доходов. (1) Тех,
кто не отдавал хлеб, расстреливали. Цены на хлеб резко возросли. В городе ввели
карточки. В деревнях происходил массовый забой скота. Резко увеличилось число
заболеваний и смертность. Так, я вспоминаю, и так говорили родители.
В те годы было много расстрелянных за то, что они пытались унести хлеб с поля.
Да и уносили-то они его в колосках, а не мешках. Во время войны тоже был голод.
Но этот голод был совсем другим. Здесь человек знал, почему он недоедает. Он
понимал, что продукты нужны для победы. Мы очень хотели победить, много
трудились. Работа во время войны в колхозе была очень трудной. Люди падали от
усталости.
Люди жили и работали тяжело. Но часто собирались на праздники вместе. Ели, пили
самогонку, танцевали. А утром расходились по домам. Анекдоты не любили. Мы имели
мало, но и этим малым были рады.
В 50-е годы стали питаться хорошо. Каждый год происходило снижение цен. В 60-е
годы питались продуктами со своего участка: овощи, молоко, мясо. В магазинах
стали появляться товары народного потребления, фрукты. В 70-е годы на 24 средних
зарплаты можно было легко купить автомобиль. Студент мог позволить себе через
день варить суп из курицы. (2) В 80-е годы - есть деньги, нет товара, всё нужно
доставать. В 90-е годы на улицах появились спекулянты, товары по карточкам.
Сталин - это отец всех народов, наш рулевой, умный и жесткий человек, сумевший
вывести СССР на первое место в мире. Ведь тогда в вопросах политики все боялись
Советского Союза.
Сталин - это человек, который делал всё правильно! С ним СССР смог победить в
войне и восстановить хозяйство. Он навел порядок в послевоенном государстве.
Иосиф Виссарионович был всегда рад видеть свой народ, всегда говорил о новых
достижениях в технике. Под его руководством СССР стал выплавлять стали и чугуна
намного больше европейских стран и США.
Коммунистическая партия - это ведущий образ человека (так в тексте - Ред.).
Партия была тем, что сближало людей и делало их равными. Партия давала гарантии
бесплатного лечения и образования и о том, что получивший образование найдет
работу. Это была гарантия того, что все предприятия будут работать, все будут
получать свою зарплату и пенсию, на улице будет порядок, банки не будут
обманывать людей, старики смогут достойно провести свою старость и умереть,
зная, что их похоронят.
Власть это структура, способная принимать решения в форме закона, исполнять эти
законы и сравнивать действия человека с этими законами. Против власти выступали
враги народа, изменники, люди, преступившие закон, кулаки, противящиеся
советской власти. До недавних пор я не знала о ГУЛАГе, но уверенна, что все, кто
там был, своё получили по заслугам.
Сама я не была в лагерях заключения. Не слышала я и рассказы тех, кто там был
потому, что большая часть из них оттуда не вернулась. Если человек побывал в
лагере, вернулся и рассказал о нем, то за ним приезжали на следующий день, и уже
его никто, никогда не видел. Если человека забирали органы, то его оплакивали,
как умершего.
Очень распространено было доносительство. Страх сковывал языки людей. Люди могли
задавать вопросы, но не получать ответы. И за свои вопросы могли быть сосланными
в Сибирь или куда подальше. Человек, побывавший в лагере и вернувшийся оттуда,
знал, как тяжело в лагере и представлял, как легко туда попасть и стать никому
ненужным существом. Поэтому эти люди старались никому и никогда не рассказывать,
где они были.
А люди и не желали знать много и жили спокойно. Каждый чувствовал, что есть
грань между любопытством и шпионажем и эту грань очень легко нарушить. Например,
все высшее руководство знало о лагерях, но упорно молчало. Никто не был защищен
от всесильного секретаря Сталина.
Ленин очень умный, образованный и скромный человек. Он всех обеспечил работой и
хлебом. Он поднял Россию и освободил её от засилия буржуев. Сталин -
продолжатель дела Ленина, его ученик. Всё что сделал Сталин, всё было на благо
народа. Он укрепил военную силу Советского Союза.
Хрущев - умный, близкий народу человек. Сделал жизнь крестьянина лучше. Он
уменьшил налог с крестьянского двора. Во время его правления появилось много
интересных журналов и книг. Люди стали знакомиться с ранее неизвестными
стихотворениями. Музыка стала разнообразнее. На экране появилось много фильмом с
реальными героями. Люди верили в то, что вскоре наступит социализм. Энтузиазм
переполнял их. Это был человек, который был смелым в принятии решения и внесший
очень много нового в нашу жизнь.
Во время правления Брежнева дисциплина была утрачена. Появилось большое
количество пьяниц и прогульщиков. Никто не хотел работать. Складывалось
ощущение, что вверху забыли о существовании народа, а были заняты лишь
креплением звезд на костюмы.
Горбачев это человек, который говорит много и непонятно. Он не умел отстоять
мнение СССР на международных встречах. Он не сумел обеспечить людей продуктами и
всю страну порядком.
Ельцин - человек, дающий обещания всем, но не выполняющий их. Очень много пьет и
по болезни не способен управлять государством, обворовывающий Россию и продающий
её богатства за границу.
Черномырдин - нечестный человек, интересуется не судьбой России, а лишь
зарабатывает свои деньги.
Кислюк - тот, кому нужна власть для самоутверждения и заработка грязных денег.
Примечание:
1) Голод 30-х годов не мог быть по причине нежелания зажиточных крестьян
сдавать хлеб. Это объяснение можно принять для 1927 г., когда крестьяне
действительно из-за низких закупочных цен не продали его государству. А в 30-е
годы уже были колхозы.
2) Здесь явное преувеличение. Самый простой автомобиль "Жигули" стоил более 5
тыс. руб., а средняя зарплата во второй половине 70-х годов была в пределах 130
руб. в месяц. Студент получал стипендию 23-40 руб., а 1 кг. курицы стоил 1 руб.
65 коп. - 2 руб. 40 коп.
Печатается по кн.: Л.Н. Лопатин, Н.Л. Лопатина.
Коллективизация как
национальная катастрофа. Воспоминания её очевидцев и архивные документы.
Москва, 2001 г. (Использована электронная версия с адреса
http://www.auditorium.ru/books/477/index.html)
Здесь читайте:
Россия в XX веке
(хронологическая таблица)
Коллективизация
(подборка документов).
|