SEMA.RU > XPOHOC  > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ  >  XX ВЕК  >  КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ >
ссылка на XPOHOC

Жубин Яков Михеевич

--

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Жубин Яков Михеевич родился в 1925 г. в д. Березово Промышленновского района Кемеровской области. Живет там же. Рассказ записала внучка Сосновских Светлана в апреле 1998 г.

Раскулачивание коснулось нашей семьи вплотную. Жили мы тогда небедно. Многие соседи даже завидовали. Но зависть та злою не была. Все же знали, что богатство мы нажили честным трудом. Тогда честные и работящие люди были в уважении. Мы имели большое хозяйство. Но и семья была немаленькая.
Тогда в магазинах можно было купить соль да сахар, а всё остальное мы производили сами. Мой отец был пчеловодом. Его целыми месяцами не было дома. Всё лето пропадал на песеке. А ведь летом самая работа и есть - на огороде и в поле. Вот нам, детям, и приходилось работать. Я тогда совсем маленький был, но помню, что всё время старался чем-то помочь, что-то сделать.
Мы слыли как семья с достатком. А эти, проклятые, всё захотели у нас забрать. Наши деревенские из тех, кто побогаче, сумели всё распродать и сбежали. А отец не захотел. Он заявил, что своё добро он честно заработал. Во власти, мол, тоже ведь люди, они должны поверить нам. Но не поверили. Не захотели понять. У нас всё забрали. Забрали и отдали беднякам.
Знаешь, внучка, на мой взгляд, бедняки - это просто лентяи. Ведь и отец когда-то мало что имел. Но много работал, трудился, чтобы вывести нас из нищеты. Вывел. Всё отобрали. Я, конечно, до конца многого не понимал. Но всегда испытывал злость и негодование. Почему мы должны были делиться своим кровным с кем-то? Почему мы должны работать за других? Кто придумал отдавать хлеб, овощи, скотину, которые мы вырастили своими руками. Нет…, лучше не вспоминать про то. Обидно! Обидно и страшно!
Отец не хотел сопротивляться судьбе. Когда к нему пришли раскулачивать, он пытался тем людям что-то объяснить. Но его и слушать не стали. Забрали и сослали куда-то. Мы до сих пор не знаем, где он похоронен.
Да ты, внучка, и сама знаешь об этом. Ведь в прошлом году это ты писала письма в органы. Всё хотела узнать, куда сослали твоего прадеда, где его могилка. Спасибо тебе за память! Только впустую это оказалось. Ответили, что ни в одном из списков его имя не нашли. (1)
Я тогда маленький был. Но с того времени стал бояться за будущее. Мне всегда было страшно, что с нами теперь будет. На мой вопрос: "Где папа?", - мать лишь отвечала, чтобы я не спрашивал об этом, и, чтобы я вообще на эту тему меньше болтал. А иногда, вместо ответа, за уши оттянет. Мама моя грамотная была. Она ветеренаром работала в колхозе.
После ареста отца мы, конечно, хуже стали жить. Отца увели, а нам оставили 5 ведер картошки, чуточку морковки и один мешок муки. Живность всю забрали, ничего не оставили. Лишь свинка куда-то от чужих людей сбежала, а потом, когда они ушли, она вернулась.
Перебивались, а не жили. Ты, вот, спрашиваешь про мои книжки в детстве. А зачем они мне нужны были? Всё что надо, я узнавал от родителей, которые слышали что-то от соседей. А потом в деревне появилось радио. Как-то не особо грамота в деревне нужна была.
А потом случилось опять страшное. Война! С первого же дня мои братья ушли на фронт. А я остался один с матерью. Когда мне исполнилось 17 лет, забрали и меня. Когда вернулись с фронта, работали вместе с матерью в колхозе. Об отце так ничего и не слышно было. Мать сильно сдала. Переживала за отца, за нас, питалась впроголодь.
Мы были опьянены победой, поэтому о прошлом уже как-то не очень вспоминали. Или вспоминали, но уже без той невозможной боли.
А тут я встретил веселую и работящую девчонку. В результате появилась твоя мамка и её сестры. Ну, а тут, вроде, и жизнь получше стала.
Коммунистическая партия была для меня чем-то вроде наставника. Хотя я с ней не во всем согласен был. Вот ведь что интересно, внученька. Сказал я тебе эти слова о несогласии с партией, а сам подумал, - что со мной бы лет 20 назад сделали, скажи я такое!
Сталин? Он внушал страх. Каждый на себе ощущал его силу. Когда он умер, у меня, будто, умерла какая-то частичка. Власть, она, конечно, нужна. Как вы сейчас будете жить без твердой руки? Я - не в смысле диктаторской, а в смысле власти, всем сердцем болеющей за Россию.
Были ли тогда противники партии? Наверное, были. Но сам я их не знал. Говорить об этом нельзя было. Это сейчас можно всё. А тогда - попробуй, выскажи свои мысли… . Жизни тебе не будет!
Вот, внучка! Дальше жить вам. Стройте свою жизнь сами. А мы… Мы - уже в прошлом!

Примечание:

1) Отсутствие в списках репрессированных могло быть в связи с одним из таких случаев, которые описала Ретунская М.Д. (см. Воспоминания Ретунской Марии Дмитриевны), когда 200 крестьян, которых "гнали" мимо их деревни и, походя, "спустили в прорубь".

Печатается по кн.: Л.Н. Лопатин, Н.Л. Лопатина. Коллективизация как национальная катастрофа. Воспоминания её очевидцев и архивные документы. Москва, 2001 г. (Использована электронная версия с адреса http://www.auditorium.ru/books/477/index.html)


Здесь читайте:

Россия в XX веке (хронологическая таблица)

Коллективизация (подборка документов).

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС