|
Шипицин Илья Николаевич родился в 1921 г. в д. Барановке Кемеровской
области, Шипицина Анна Степановна родилась в 1921 г. в Белоруссии. Живут в
Подъяково. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г. (спецэкспедиция
фонда "Исторические исследования).
Анна Степановна - Мои родители приехали в Сибирь из Белоруссии в 1933 г. Там
был голод. Здесь наше хозяйство было бедное: корова, свиньи. Ели картошку,
похлебку из травы. Родители пастухами были.
Илья Николаевич - А я родился здесь неподалеку, в Барановке. У нас было обычное
хозяйство: 2 коня, корова, овцы. Тогда говорили: "Овечка вокруг человечка".
Потому что с овцы и шерсть, и мясо, и шкура. Она одевала и кормила человека. Нас
в семье было восемь ребятишек. Мать за нами ходила, а отец нас кормил. Мы,
считалось, жили бедно: с братьями дрались за шапку, чтобы на улицу пойти зимой.
Когда жили в единоличниках, мясо, молоко у нас всегда на столе было. Не то, что
потом…
Отец пошел в колхоз, потому, что его заставили. А заставили так. Ему дали
твердое задание. Если не выполнишь это задание, то тебя раскулачат и посадят. По
тому заданию нам надо было сдать два мешка зерна. Отец сдал. Через некоторое
время - новое задание. Опять сдал. Но тут опять - новое задание. В общем,
твердое задание единоличнику давали раз за разом, пока человек не сдавался и не
вступал в колхоз. Так и доводили мужиков. А куда деваться крестьянам? Вот и
вступали в колхоз.
Вступая в колхоз, нужно было отдать свой скот в фонд колхоза. Для крестьянина
самое страшное - это расстаться с конем. Об этом даже было страшно подумать.
Конь - не только кормилец. Он был членом семьи. Умная тварь.
Да и со всем остальным нажитым добром страшно было расставаться. В то время
признаком богатства было косилка, молотилка, конные грабли. Во время НЭПа
крестьянину давали льготные кредиты. Тогда крестьянин и смог различной техникой
обзавестись. И вот теперь советская власть взяла да и всё отобрала.
Я во время коллективизации жил в Барановке, это 20 км. от Подъяково. Там
крестьяне были побогаче здешних. Дома строили хорошие, круглые. Если дом был
обшит тесом, то хозяина дома признавали кулаком. А то, что в доме не было ничего
кроме стола с лавками, это никого не интересовало. Кулак ты! И всё тут!
Анна Степановна - У нас говорили: "Работал много, спал на кулаке, поэтому кулак"
(смеется).
Илья Николаевич - В Барановке жил Голев Матвей. Работящий мужик. Выделялся из
общей массы. Справно жил. Многие крестьяне бедными были, а работать не хотели.
Тогда так было, кто работает, тот живет справно, а лентяи не работали и
бедствовали.
Взялись власти Матвея раскулачивать. Мы из окна своего дома видели, как
подъехали к его дому люди. Приехали, давай распоряжаться его имуществом. Всё у
него отобрали. А Матвей сидел, опустив руки, и смотрел на это безобразие и
поделать ничего не мог. Матвея с семьей из дома выселили в избушку в его же
дворе. В собственный дом он войти уже не мог. Каким-то образом он от
раскулачивания сохранил полупальто из фабричного сукна. По тем временам это
считалось большим богатством. Через некоторое время он его одел, думал, страсти
по нему уже улеглись. Пошёл в этом пальто в гости. Когда вечером возвращался,
его встретил избач. (Избач человек большого ранга считался, хотя заведовал всего
избой-читальней). Избач с него пальто содрал и отправил старого Матвея сибирской
зимой раздетым.
А Матвей ничего не мог поделать, хоть мужик крепкий был. С начальством лучше не
связываться. У Матвея же еще семья была, за нее было боязно. Какое-то время
спустя его сослали. Он где-то отбывал, вернулся. Сколотил новую избушку, начал
обзаводиться хозяйством. Его опять раскулачили. Дом передали беднякам. Тогда
Матвей подался на Барзас. Там он и умер. Вот видите, трудолюбивый человек, он
сможет жизнь себе обеспечить. Он не ждет помощи, а все сам - своим горбом.
Коллективизация и раскулачивание - это был самый настоящий грабеж крестьян.
Сколько мужиков загубили! Зря загубили!
Власть раньше боялись! Даже не говорили "люблю" или "не люблю" власть. Попробуй,
скажи, моментально заберут. Я думаю, что среди крестьян были доносчики, шпионы,
которые докладывали властям, о чем люди меж собою говорят. Ночью приходили,
забирали. Много у нас забрали народу из деревни. Тех, кого увозили и их семьи,
люди врагами не считали. Во-первых, в таком положении почти каждый оказался,
почти у всех были репрессированные родственники. Во-вторых, сосед соседу не
враг. В деревне наши предки вместе жили. У нас все друг другу или брат, или
сват, или свояк. Жили мы дружно. А сейчас в деревне того единства уже нет. Да и
откуда оно будет? Я учителем всю жизнь в Подъяково проработал. Был директором
школы. Доносили и на меня. Хорошо, что нашлись люди, предупредили. А то бы тоже
ни за что пропал!
Все уничтожили. Корень крестьянской жизни и уничтожили! Откуда теперь взять
силы, чтобы страна выправилась?!
Печатается по кн.: Л.Н. Лопатин, Н.Л. Лопатина.
Коллективизация как
национальная катастрофа. Воспоминания её очевидцев и архивные документы.
Москва, 2001 г. (Использована электронная версия с адреса
http://www.auditorium.ru/books/477/index.html)
Здесь читайте:
Россия в XX веке
(хронологическая таблица)
Коллективизация
(подборка документов).
|