Родственные проекты:
|
Коллективизация: свидетельства очевидцев
Михайлова Анастасия Захаровна
Михайлова Анастасия Захаровна родилась в 1906 г. в Алтайском крае. Живет в д.
Балахоновке Кемеровской области. Беседу вела Лопатина Наталия в августе 1999 г.
(спецэкспедиция фонда "Исторические исследования"). 1)
Как здоровье, Анастасия Захаровна?
Спасибо! Не жалуюсь. Иной 57 лет, а у неё - здесь болит, тут колет. А у меня
нигде не болит. Недавно вот упала (93 - всё-таки!), зашиблась, встала и пошла.
Чего ныть-то!
Когда и где Вы родились, какое хозяйство было у родителей?
Я родилась в 1906 г. в Алтайском крае. Жила с матерью. Отец ушёл служить на
действительную. Служил семь лет, вернулся, а в 1914-м г. снова ушел. Воевал на
германской. Мама держала 2 лошади, 3 коровы, 12 овечек, 12 гусей, 50 курей, 4
свиньи. Сама пахала. У нас было 16 десятин земли. Те, у кого 2-3 коровы, 2-3
лошади - это самые бедняки и считались. Богатые же те, у кого было лошадей
10-15. А кулаками считались уже те, кто держал по 50-70 лошадей, коров, имел
заимку (это - как нынешняя дача), работников. Сибиряки - люди крепкие,
зажиточные. В соседнем от нас селе Белоглазово, например, не зайдешь в
какую-нибудь избеночку. У всех - настоящие дома.
На отца мы получили похоронку. А вскоре мама умерла. Осталась я от неё девяти
лет и брат, который родился в 1913 г. Жили у тетки. А отец оказался живой. Он
был в плену.
Вы помните, что было в гражданскую войну?
После германской войны мужики шибко боролись. С вилами ходили.
На кого - с вилами?
То на беляков, то на красных. Черт их не разберет! Красные придут, то поросенка
украдут, то овечку, а то и теленка сведут. Придут белые, - то же самое. Ну, как
жить христианину?! Сколько же работать надо! Кто такие красные, кто такие белые
- мы не разбирали.
Когда Вы вышли замуж, зажили богато?
Какое там! Держали две лошади, корову, быка, 6-7 овечек. В 1926 г. мы с мужем
вошли в коммуну "Завет Ильича". Из таких, как мы, бедняков, она и собралась. А
отец мой вошел в неё ещё в 1920 г. В коммуне мы жили хорошо. У нас и школа своя
была - 11 классов. Работали с 8 утра до 8 вечера. Придешь домой, а там тебя ждёт
баня, ужин, белье, приготовленное техничкой. Скинешь грязное, помоешься,
наденешь чистое. У каждой семьи была своя комната в бараке.
Как в хорошей гостинице?
Про гостиницу не знаю, но в коммуне жили справно. Но в 1931 г. нашу коммуну
разбили и перевели на колхоз. Богатая была коммуна.
Кто разбил?
Да власть и разбила. Знаете, такая борьба была! Людей убивали! Убили в 1928 г. и
моего первого мужа. Прямо в грудь застрели, через окно в конторе. Он у меня
писарем был. Сказали, что это сделали кулаки.
А чем колхоз отличался от коммуны?
В коммуну мы пришли сами, а в колхоз - силой: кого задавили налогами, а кого
раскулачили.
Как деревня стала жить с образованием колхозов?
Какая деревня! Всех же в колхоз загнали! Мы сразу же стали хуже жить. Да и как
иначе? Можно ли жить над пропастью?! Скотина подохла. Говорили, что это кулаки
напустили на неё порчу. Начальство сразу стало воровать. Надо скотину колхозную
кормить, а сена нет. Давай мы за начальством следить. Да, что там следить-то
было! Воровал председатель наше сено и продавал. Он был из приезжих. Сено
продаст, а скотина сдохнет. И спроса с него нет. Не любили мы его. Неграмотный
он был и нехозяйственный. Выйдет перед нами, приставит палец ко лбу и долго
думает, кого, куда послать на работу. А ведь у нас свои деревенские мужики
настоящими хозяевами были.
Коммуна стала колхозом. Что изменилось в жизни коммунаров?
А всё и изменилось. В коммуне мы жили, как в раю. Всю работу по дому выполняли
технички, столовские работники. А ты только в поле работаешь. В барак пришел,
помылся, поел готовое и отдыхаешь. Как коммуну сделали колхозом, выделили нам
корову и выселили из барака. Хорошо, что у меня дом свой в деревне оставался,
было где жить нам с сыном. Сильно коммуна от колхоза отличалась. В коммуне мы
работали на себя. А в колхозе - непонятно на кого. В коммуне председатель был из
наших, деревенских. А в колхозе начальство всегда было из чужих.
Вот и переизбрали бы председателя.
Какое там! Тогда не переизбирали. Кого пришлют, тот и начальство! К нам прислали
из Белоглазово. Он всё сгубил. И скотину, и людей заморил. Тогда много людей с
голоду поумирало. Зайдешь, бывало, в наш бывший коммунаровский барак, а там
целыми семьями люди лежат, помирают. Мы со вторым мужем не вытерпели. Уехали в
1935 г. На искитимский кирпичный завод подались. Живы, слава Богу, остались!
Весь наш колхоз так и разбежался.
Но ведь из колхоза уехать было нельзя. Паспортов-то не давали.
Можно! Если завербуешься. Завербованным по справке давали паспорт на год. Тогда
по деревням ездили вербовщики. Помню, что ни зарплату, ни жилье на новом месте
они не обещали. Только работу. Но мы и этому были рады. Лишь бы вырваться. Три
года в кабале мы по вербовке отработали. Тяжелая жизнь была! Легкой жизни за
свои годы я и не видывала.
Смотрю я сейчас телевизор. О чем там говорят, не очень понимаю. Но чувствую, что
нынешняя власть хочет перебить нашу тяжелую жизнь на доколхозную. На старину!
Боюсь, однако, что трудно это сделать. Ведь молодежь работать не хочет. Да и то!
Чего хотеть-то? Ведь уж сколько мы работали! А что, богато стали жить?! Вот,
поди, они и думают - что работай, что не работай. Одинаково босый.
Испортились люди. Тяжелая нынче молодежь. Сдохнет, а не переработает. Что
значит, нет работы? Что значит, не платят зарплату? А нам платили в колхозах? А
на фабрике и заводе - это что, деньги были? Один только разговор, что зарплата.
Так ты держи скотину, заколи, продай мясо, вот и будут у тебя деньги. И деды так
жили. Деньги у людей всегда были. Даже у самого плохого хозяина в сундуке
всегда, бывало, деньги найдутся. Мать моя керенки в стенку замазывала. А сейчас!
Нет, он лучше на койке лежать будет, газетку читать, смотреть телевизор и ругать
власть за плохую жизнь. Работать надо! Сколько поту, бывало, прольёшь на работе,
домой придёшь, и тут работа - убирать скотину.
А когда испортились люди?
Как это, когда! Я же тебе уже битых два часа толкую. При советской власти и
испортились!
Но люди хвалят советскую власть. Говорят, что она сильно помогала им жить.
Так говорят лодыри. Какая помощь! Моя тетка родила 18 ребятишек: у неё всё
двойняшки и тройняшки шли. И все живые. А их раскулачили. Когда она умерла,
советская власть принесла ей медали, а не тогда, когда она работала.
Не любите Вы советскую власть.
Не люблю! Вы меня хоть ругайте, хоть в тюрьму сажайте. Она не от Бога! А без
Бога - ни до порога! Вот я сейчас думаю, что и коммуна наша была не от Бога.
Ведь в коммуне нас в церковь не пускали. Мы отреклись от церкви. Может, поэтому
Бог нас с мужем и покарал: дочку отравили в школе (тогда 40 детей умерло), сын
заболел и помер, а третьего сына (от первого мужа) убило на войне. О, Господи!
Да, что же это такое?! Как мы с мужем молились, просили Господа!
Да, и то подумать, сколько греха совершалось кругом. Даже я ходила к кулакам
хлеб выгребать! Даже я!…
Это же надо так людей испортить, чтобы работать не хотеть, чтобы лежать и ждать
богатство. Смотришь на которую женщину, а она прореху на себе зашить не умеет.
Иная уже старуха, а всё живет только на матерках да на водке. Вот как довели
людей! Мне 93 года, я не пью и людям не велю. Вы сами содержите свою жизнь! Не
надейтесь на власть!
Я только недавно перестала скотину держать. Но курочки, собаки и кошки всё же
остались. Не могу жить без скотины. Мне трудно воду таскать, я и говорю соседу:
"Выпить хочешь? Натаскай мне воды, я тебе заплачу". Я и плачу! Хотя велика ли
моя пенсия? Но за всё надо платить. Себя уважать!
А советская власть отучила людей от этого. Вот и бродят ночью по огородам
здоровенные дяденьки, воруют чужое. Советская власть в них и сидит!
Колхозы и советская власть перебили хорошую жизнь, нищету привели. Раньше,
бывало, не найдешь человека, чтобы милостыньку подать за помин души усопших
родителей. У всех всё было.
Погляжу, сейчас в Кемерове старухи побираются. Лодыри, вы лодыри! Вот что я вам
скажу! А вы говорите - советская власть, советская власть...!
Ох, и трудно повернуть людей. Дай, Бог, силы тем, кто это сейчас делает!
Примечание:
1) Эта беседа опубликована: "Колхозы и советская
власть перебили хорошую жизнь, нищету привели", - считает 93-летняя коммунарка.
- "Наша газета" - 1999 - 10 сент.
Печатается по кн.: Л.Н. Лопатин, Н.Л. Лопатина.
Коллективизация как
национальная катастрофа. Воспоминания её очевидцев и архивные документы.
Москва, 2001 г. (Использована электронная версия с адреса
http://www.auditorium.ru/books/477/index.html)
Далее читайте:
Россия в 20-е годы
(хронологическая таблица).
Основные события 1929 года
(хронологическая таблица).
|