О чрезвычайных комиссиях |
|
1918 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Положение о чрезвычайных комиссияхпринятое на Всероссийской Конференции Чрезвычайной Комиссии10.06.1918 Совершенно секретно 1) При каждом областном, губернском, уездном пограничном и т.п. Сов депе Исполнительный Комитет или Совет выделяет группу лиц, преданных делу революции и Советской власти, товарищей, которые составляют Чрезвычайную Комиссию по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. ПРИМЕЧАНИЕ 1. Председатель из числа этих членов назначается Совдепами, а число членов определяется местными условиями. ПРИМЕЧАНИЕ 2. Там, где имеется областной и губернский Совдеп или где имеются отдельные рабочие и крестьянские Совдепы, там должна быть образована одна Комиссия. В первом случае: Комиссия должна быть при областном Совдепе, которая обслуживает ту губернию и город, в каком областной Совдеп находится. Во втором случае Чр. Комиссия должна быть организована при Совете Рабочих, Красноармейских и Крестьянских депутатов. 2) Губернские Комиссии есть органы административной власти, берущие на себя задачу борьбы с контрреволюцией и спекуляцией, а также стоящие на страже советского порядка и спокойствия в своей губернии, а также на страже неуклонного проведения в жизнь всех распоряжений Советской власти. 3) Губернские и Областные Комиссии подчинены Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и дают отчет местному Совдепу или Исполнительному Комитету, комиссары дают отчет губернским и областным ЧК и своим исполкомам. Общее руководство и направление работ Комиссии принадлежат Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. ПРИМЕЧАНИЕ: Все циркуляры, приказы и указания, поступающие от ВЧК, исполняются и не могут быть отменяемы нижними инстанциями. 4) В задачи Комиссий входит следующее: а) Беспощадная борьба с контрреволюцией и спекуляцией наличными силами, которые имеются в распоряжении Комиссии. б) Наблюдение за местной буржуазией и за направлением в ее среде контрреволюционной работы. в) Доведение до сведения местной и центральной власти о совершающихся беспорядках и злоупотреблениях и пресечении их. г) Производство дознаний по государственным преступлениям. д) Производство исследований в порядке чрезвычайного положения. е) Наблюдение за лицами, проезжающими через границу. ж) Наблюдение за иностранными разведчиками. з) Розыск и наблюдение за лицами, укрывающимися от властей. и) Участие в сохранении общественного спокойствия, при отсутствии чинов милиции и содействие последней в восстановлении нарушенного рево люционного порядка. к) Выполнение поручений в высших губернских советских органах по про изводству дознаний о преступлениях, когда будет признано необходимым. л) Участие в некоторых нужных для борьбы совещаниях. м) Наблюдение и регистрация всех приезжающих через границу и тща тельная проверка документов на право въезда и выезда и т.п. н) Строжайшее наблюдение за проведением в жизнь декретов и распоря жений Советской власти. 5) Комиссия, наблюдая и выполняя вышеуказанные ее обязанности и строго следя за нормальным революционным порядком в губернии, принимая для этого меры пресечения и предупреждения в случае всякого рода контр революционных выступлений, погромов и черносотенных беспорядков, имеет право делать следующее: а) предлагать Совдепу вводить во всей губернии чрезвычайное или воен ное положение; 6) издавать обязательные постановления, касающиеся внешнего революционного порядка в губернии; в) подвергать преступных лиц административному аресту и налагать штра фы в общем порядке; г) имеет право производить обыски, аресты лиц, заподозренных в контрреволюции и вообще направленной против Советской власти деятельности. 6) Комиссия работает в тесном контакте со всеми губернскими советскими учреждениями и оказывает им всяческое содействие. 7) Если где в советских органах замечено будет злоупотребление и упущение, то Комиссия немедленно принимает соответствующие меры. 8) Если будут обнаружены злоупотребления и непорядки в самой Комиссии, то губернский Совет или Исполнительный Комитет принимает меры против этого, вплоть до ареста и предания суду членов Комиссии. 9) ВЧК руководит работами всех губернских комиссий и дает им направление и помогает их успешной работе. 10) За бездействие Комиссия несет ответственность как перед местной, так и высшей властью, так и перед ВЧК. 11) Губернские комиссии имеют право руководить и указывать на недо статки наружной милиции и контролировать ее работу. 12) Если в губернии есть крупные центры, где существуют Чрезвычайные Комиссии, то таковые подчиняются губернской Комиссии, если на то не поступает особого указания из центра. 13) Из среды испытанных и надежных товарищей уездные Исполнительные Комитеты назначают комиссаров для этой же цели в каждом малом городе, которые дают отчет уездному Совдепу и в действиях своих подчинены губернской Комиссии. Волостные Советы, в свою очередь, выделяют таких же комиссаров, которые подчинены уездной комиссии или комиссару, отчет дают волостному совету. 14) На обязанности уездных и волостных комиссаров лежит наблюдение за революционным порядком в своем районе, следить за тем, чтобы не было контрреволюционной погромной агитации, бдительно следить за местной буржуазией, производить дознания, осуществлять надзор за ненадежными контрреволюционными элементами, кулаками, спекулянтами и прочими врагами Советской власти, принять меры пресечения и предупреждения против таковых. 15) Желательно было бы, чтобы в волостных районах в интересах экономии сил и средств должность комиссаров Чрезвычайной Комиссии соединялась с должностью комиссаров милиции. 16) Волостной комиссар обязан каждую неделю составлять полный отчет о всем том, что у него случилось и какие происшествия имели место. Такой отчет в виде донесения представляется уездной комиссии или комиссару. 17) Уездные комиссары или Комиссии через каждые две недели обязаны представлять полный доклад в губернскую Комиссию с полным изложением всего происходящего в данном уезде. 18) Губернские Комиссии дают соответствующее распоряжение для при нятия тех или иных мер уездным, волостным комиссарам и Комиссиям. 19) Волостной и уездный Советы, выбрав комиссаров, доводят до сведения губернской Комиссии. 20) Губернская Комиссия имеет право отстранять уездных, железнодорожных и волостных комиссаров за бездеятельность, а в случае злоупотребления властью с их стороны, подвергает аресту и предает суду. 21) На крупных железнодорожных пунктах образуются районные, участковые Чрезвычайные Комиссии, которые подчинены губернским Комиссиям. ПРИМЕЧАНИЕ: Все жел.-дор. Комиссии, находящиеся в районе данной губернии, подчинены губернской Комиссии и окружной. 22) На более мелких жел.дор. пунктах губернская Комиссия назначает комиссаров, которые подчинены ей. ПРИМЕЧАНИЕ: Права и обязанности жел.дор. Комиссии и комиссаров определяются особой инструкцией, на основании которой они действуют, строжайше придерживаясь последней ввиду сложности ж.д. аппарата, при котором они работают. 23) Губернские Комиссии разделяются на следующие отделы: а) отдел борьбы с контрреволюцией; б) отдел борьбы со спекуляцией; в) отдел борьбы с преступлениями по должности; г) отдел иногородний; д) отдел железно дорожный. ПРИМЕЧАНИЕ 1. Внутренняя конструкция определяется особыми положениями. ПРИМЕЧАНИЕ 2. При отсутствии большой работы вместо отделов могут быть столы. ПРИМЕЧАНИЕ 3. При незначительности работы отдел контрреволюции и преет, по должности могут быть объединены в один отдел. 24) Отделы борьбы с контрреволюцией выполняют большую государственную работу: они призваны повсеместно беспощадно бороться со всеми контрреволюционными выступлениями, заговорщическими организациями и погромами черносотенных организаций. Эти отделы должны всюду быть бдительными стражами советского революционного порядка и спокойствия, выполняя эту работу самоотверженно и честно. 25) Отдел по борьбе со спекуляцией ведет беспощадную борьбу со спекуляцией и мародерством во всех ее проявлениях, ведет надзор за всеми грузовыми отправками и прибытиями как внутри республики, так и на границе. Ведет надзор за буржуазными агентами, пробравшимися во всякого рода продовольственные, распределительные и прочие экономические организации. 26) Отделы по борьбе с преступлениями по должности играют видную роль в работах Комиссии, так как на их обязанности лежит борьба со злоупотреблениями лиц, служащих у Советской власти. Отделы ведут борьбу с всеми проходимцами, сумевшими пробраться в ряды Советской власти и компрометирующими ее, а также наблюдение и контролирование уголовной милиции и борьбу с преступностью вообще. 27) Иногородний отдел в комиссии должен играть колоссальную роль. На его обязанности лежит тесно связаться со всеми комиссиями, ему подчиненными, и с ВЧК. На иногороднем отделе лежит все управление ЧК, борьба на ж.-д. и пограничных пунктах, широкая информация, инспекция и т.п. 28) Отделы подчиняются Комиссии и выполняют все ее постановления. 29) При каждой губернской Комиссии образуется канцелярия соответственно размеру ее работ. 30) Сметы расходов производятся обычным порядком, как и ВЧК. ПРИМЕЧАНИЕ 1: ВЧК имеет право по своему усмотрению предлагать, сокращать или увеличивать смету и штаты той или иной Комиссии. ПРИМЕЧАНИЕ 2: Сметы уездных и волостных комиссаров входят в общую смету губернской Комиссии. 31) Для контроля действий губернских Комиссий и ее агентов Чрезвычайные Комиссии создают контрольные коллегии из одного члена Комиссии и двух членов партии, конструкция, права и обязанности которых определяются особым положением. 32) ВЧК имеет право производить чрезвычайную ревизию той или иной губернской Комиссии и принимать соответствующие меры пресечения против злоупотреблений и упущений. Губернские, в свою очередь, имеют правопроизводить ревизии подчиненных им Комиссий и комиссаров. 33) Для проверки работ Чрезвычайных Комиссий и чрезвычайных комиссаров при ВЧК образуются контрольная коллегия и инспекторская часть, которые производят поверку их деятельности; при губернских — организуется то же самое. 34) Все инструкции, распоряжения, приказы и циркуляры, исходящие от Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, губернские Комиссии и комиссары исполняют немедленно и хранят их как руководящий материал. 35) Если нужно принять какие-нибудь меры, которые выходят из общих рамок губернских Комиссий, то таковые немедленно запрашивают ВЧК путем телеграфных сношений, испрашивая указаний и инструкций. 36) Для секретных сношений губернских Комиссий, чрезвычайных комиссаров с ВЧК вырабатывается определенный шифр, путем которого происходят секретные сношения. 37) Губернские Комиссии ежемесячно должны присылать полный отчет о своей деятельности в ВЧК, последняя, в свою очередь, посылает свои отчеты по местам. 38) Для уездных, волостных, жел. дор. комиссаров вырабатываются особые инструкции, в которых определяются их права и обязанности. 39) Все Комиссии носят однородные названия: "Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при таком-то Совете". 40) Каждая Комиссия имеет свою гербовую печать согласно постановлению 5-го Всероссийского Съезда Советов. ПРИМЕЧАНИЕ: Отделы не могут иметь гербовых печатей, а имеют лишь печати простые. Гербовые печати должны иметь строго установленную форму. 41) Положение действует впредь до отмены. Источник: "ВЧК - ГПУ" (Сост. Ю. Фельштинский Бенсон (Вермонт), 1989, с. 7 - 12. Лубянка. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ, 1917–1960. Справочник, М., 1997. Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/ Далее читайте:Карательные органы СССР (справочник). Россия в 10-е годы (хронологическая таблица). Основные события 1918 года (хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |