Стоглавый собор |
|
1551 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Стоглавый соборКраткий комментарийСТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — “Стоглав”. Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в борьбе с еретическими движениями. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором в виде т.н. царских вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительственных предложений была категорически отклонена большинством Стоглавого собора. Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило жалованные грамоты, устанавливающие подсудность духовных лиц царю. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли навстречу правительству в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.). Части правительственной программы, направленные на укрепление положения Церкви, не встретили возражений членов Стоглавого собора и были проведены в жизнь. Решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории России, проведена регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. XVI—XVII вв. “Стоглав” наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством. Б. Флоря Текст документа(...) О манастырех, иже пусты от небрежения. В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а ивде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты (1) у них же о торговлях без пошлине. А чернцы по селом живут да в городе, тажутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? (...) Глава 6. Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время (...) и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. (...) Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом (...) росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. (...) Глава 26. О училищах книжных по всем градом. (...) (...) В царствующем граде Москве и по всем градом (...) избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых (...) и грамоте бы и чести и пеги и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пеги и чести со всяким духовным наказанием. (...) Глава м. и книжных писцех. Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой пиceц написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто (...) неисправленну книгу купит (...), потому же возбраняли (...), чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. (...) Глава 32. О крестящихся не по чину. Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят кре-стащеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положи ги руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и от бога мзду приемлет за то, (...) аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. (...) Глава 41. (...) Писати живописцем иконы с древних проводов, как греческие живописны писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии(2) живописцы, и подпйсыватй святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. (...) В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гуельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут(3), а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. (...) О том (...) запрещати великим запрещением. (...) Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами многими, по шестидесяти и до семидесят человек, и по сто (...) и по деревпзм у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. (...) Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестья-ном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати. (...) (...) Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские (...) - и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. (...) В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках(4) и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в дoлoни(5) бити и песни сотонинские пеги на тех же жальниках, обманщики и мошенники. (...) (...) Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощнос плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. (...) Глава 72. О искуплении пленных. Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны. (...) Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных. Да духовным же пастырем, архимавдритом и игуменом и строителем с соборными старцы (...) по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы(6) и на памяти их пети понахиды и обедни служити. (...) Имена их написати в синодик(7) и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа(8) и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продэти, но крепко хранити и блюсти(9). (...) Глава 92. О игрищах еллинского(10) бесования. Еще же мнози от неразумия простая чадь(11) православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и... в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы(12) творят всякими игры (...) и песньми сотанинскими (...) и многими виды скаредными(13). (...) Глава 98. <...> Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы <...> о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянута грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том (...) слобожаном нашим запустети. А преже того твои (...) твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властелем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посац-кие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине.., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти... А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы нс называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей. ПРИМЕЧАНИЯ: (1) Тарханные и несудимые грамоты - освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей и выполнения повинностей в пользу государства, от вмешательства царских управителей и судей (кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным) в дела церковных вотчин. (2) Пресловущии - знаменитые, известные. (3) Рыщут (от ристать) - быстро бегать, скакать, ездить. (4) Жальниках - поминках. (5) Долони - ладони. (6) Ставити ... кормы - кормить нищих в день поминовения умершего "боголюбца", который отдал церкви свои вотчины. (7) Синодик - рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась "вечная память" внесенным в нее умершим. В синодики Иван IV записывал имена казненных во время опричнины. (8) Без выкупа - без права выкупа членами "рода" (фамилии). (9) Запрещая отчуждать любым способом вотчины, села и всякое недвижимое имушест-во церкви и монастырей, Стоглав укреплял феодальную собственность церковников. (10) Еллинского - греческого, здесь: в смысле языческого. (11) Простая чадь - простолюдины, сельчане и горожане. (12) Глумы - шутки, смех, потехи, забавы, насмешки. (13) Виды скаредными - накладные маски-личины, потешные одежды и украшения. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 2. С. 267-374. Далее читайте:Второе послание Ивана Грозного Курбскому (документ). Послание английской королеве Елизавете (документ). Первое послание шведскому королю Юхану III. (документ). Второе послание шведскому королю Юхану III. (документ). Послание Полубенскому (документ). Послание Яну Ходкевичу (документ). Послание Ивана Грозного Василию Грязному (документ). Послание Польскому королю Стефану Баторию (документ). Стоглавый собор (документ). Судебник Ивана IV (документ). Духовная грамота царя Ивана Васильевича 1572 г.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |