Уставная грамота |
|
1391 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
УСТАВНАЯ ГРАМОТАМИТРОПОЛИТА КИПРИАНА ВЛАДИМИРСКОМУЦАРЕВОКОНСТАНТИНОВСКОМУ МОНАСТЫРЮ,1391 г., ОКТЯБРЯ 21Се яз Киприан митрополит всеа Руси дал семь ею грамоту монастырю своему святому Костянтину и игумену, что ми били челом сироты монастырские на игумена на Ефрема, так ркучи: наряжает нам, господине, дело не по пошлине*, чего, господине, при первых игуменах не бывало, пошлины, господине, у нас емлет, чего иные игумены не имали. А игумен митрополиту так рек: яз, господине, хожу по старой пошлине, как было при первых игуменех, а здесь, господине, на Москве игумен Царко, тот игуменил у святого Костянтина наперед мене, того, господине, и вопросы. И митрополит послал Окинфа к Царку игумену, занеж товды Царко неиздоровел, велел вспросити, какова пошлина в святом Констянтине и как людем монастырским дело делати. И Царко игумен так отвечал Окинфу: при моем игуменстве так было в святом Констянтине; большим людем из монастырских сел церковь наряжати, монастырь и двор тынити, хоромы ставить, игумнов жеребий весь рольи орать взгоном, и сеяти, и пожати, и свести, сено косить десятинами и в двор ввести, ез бити и вешней и зимней, сады оплетать, на невод ходити", пруды прудить, на бобры им в осенине поити, а истоки им забивати, а на велик день и на Петров день приходят к игумену что у кого в руках". А пешеходцем из сел к празднику рожь молоти, и хлебы печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молотить, а лен дасть игумен в села, и они прядут сежи и дели" неводные наряжают, а дают из сел все люди на праздник яловицу", но одинова ми, господине, добили челом, а не в пошлину, тремя бараны, и яз их пожаловал за яловицу, занеж ми была не надобе яловица, а по пошлине по старой всевды ходит яловица на празник. А в которое село приедет игумен в братшину и сыпци дают по зобне овса конем игуменовым. (...) И Киприан митрополит всеа Руси так рек игумену и христианом монастырском: ходите же вей по моей грамоте, игумен сироты держи, а сироты игумена слушайте, а дело монастырское делайте. (...) Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XV веков. М., 1951. Ч. 1. № 201. С. 179-180. Печатается по кн.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1989. С. 90-92. Словарь:Сироты - крестьяне. Ркучи - говоря, жалуясь. Не по пошлине - не по старине, болыпе обычного, чем и вызвана жалоба крестьян. Окинф - боярин митрополита, управлявший его хозяйством. Большие люди - зажиточные крестьяне, имевшие лошадей. Церковь наряжатя - строить и убирать церковь. Тынити - строить изгородь, тын. Жеребий... вагоном - пахать принадлежащий шумену участок пашни всем вместе, сообща, в одно время. Ез - устройство для ловли рыбы в виде частокола или плетня, поставленных поперек реки или ее притока, roe шла рыба. На невод ходиги - ловить рыбу неводом (сетью). На бобры... поит - осенью ловить бобров. Велик день - праздник Пасхи. Петров день - церковный праздник (29 июня). Что у кого в руках - с подношениями игумену. Пешеходцы -крестьяне малоимущие, безлошадные. Сежи и дели - неводы с приспособлениями для ловли рыбы. Яловица - нетелившаяся корова, телушка. Браттина (братчина) - праздничный пир в складчину. Сыпци - участники складчины, называемой также "ссыпчиной". Зобна - плетеный кошель, кузовок для дачи лошадям овса.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |