Летописи |
|
с XI века |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ЛетописиЧто такое летописи?Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. Слова “летопись” и “летописец” равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами. Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в летопись материалы, он стремился создать единое повествование, подчиняя его исторической концепции, соответствовавшей интересам того политического центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.). Однако наряду с официальной идеологией в летописях отображались взгляды их непосредственных составителей. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв. Составлению летописей придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. Мастерство исторического повествования достигло в них высокого совершенства. Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина и др. Древние летописи XI-XII вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список летописей с датой — краткий летописец Константинопольского патр. Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года. В Киеве в XII веке летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в XII в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков. Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В XIV-XV вв. оно вновь развивается. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В летописных сводах отражались гл. образом события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др. События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких летописях слабо. Новгородское летописание XII-XV вв. наиболее полно представлено Новгородской Первой летописью старшего и младшего изводов. Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном Синодальном пергаменном (харатейном) списке XIII-XIV вв.; младший извод дошел в списках XV в. В Пскове летописание было связано с посадниками и государственной канцелярией при соборе Троицы. В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нем дают Тверской сборник и Рогожский летописец. В Ростове летописание велось при дворе епископов, и летописи, созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в т.ч. в Ермолинской летописи к. XV в. Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских вел. князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись н. XV в. (исчезла при пожаре 1812) и Симеоновская летопись в списке XVI в. Троицкая летопись кончается 1409. Для составления ее были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой летописи подчеркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов. Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в к. XV в., была т.н. Летопись Авраамки; др. сводом является Суздальская летопись (к. XV в.). Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, “Софийский временник”, появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в к. XV — н. XVI вв. Особенно известна Воскресенская летопись, кончающаяся на 1541 (составление осн. части летописи относится к 1534-37). В нее включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись, включившую в свой состав “Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича”, до 1560. При дворе Ивана Грозного в 1540-60-х был создан Лицевой летописный свод, т.е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома Лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании “Хронографа” и др. произведений), следующие 7 томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том Лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название “Царственной книги”. Текст Лицевого свода основан на более ранней — Никоновской летописи, представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В XVI в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись. Летописи велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В XVI в. появились и новые виды исторического повествования, уже отходящие от летописной формы, — “Книга степенная царского родословия” и “История о Казанском царстве”. В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. В это время появились местные летописи, из которых наиболее интересны Сибирские летописи. Начало их составления относится к 1-й пол. XVII в. Из них более известны Строгановская летопись и Есиповская летопись. В к. XVII в. тобольским сыном боярским С.У. Ремезовым была составлена “История Сибирская”. В XVII в. летописные известия включаются в состав степенных книг и хронографов. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени. Таким является Новый летописец, повествующий о событиях к. XVI — н. XVII вв. (польско-шведская интервенция и крестьянская война), и “Летопись о многих мятежах”. М.Н. Тихомиров Какие есть летописи?Александро-Невская летопись (Данилевский И.Н.) Баркулабовская летопись (Дмитриев Л.А.) Великоустюжские летописи - летописи по истории города Великого Устюга. Вологодские летописи - ряд кратких вологодских летописей. Вологодско-Пермская летопись - общерусский летописный свод. Воскресенская летопись - общерусский летописный свод. Галицко-Волынская летопись (Каштанов С.М.) Густынская летопись (1300-1597 гг.) Иоасафовская летопись - русская летопись 16 века; названа по имени митрополита Иоасафа. Львовская летопись - летописный свод, охватывающий события с древнейших времен до 1560 года. Лицевой летописный свод - летописный свод 2-й половины XVI века. Состоял из 10 тт., содержавших около 9 тысяч листов, украшенных 16 тыс. миниатюр. Создание свода длилось с перерывами более 3 десятилетий. Его можно разделить на 3 части: 3 тома хронографа, содержащего изложение всемирной истории от сотворения мира до Х века, летописание «лет старых» (1114-1533) и летописание «лет новых» (1533 - 1567). В разное время созданием свода руководили выдающиеся государсвтенные деятели (члены Избранной рады, митрополит Макарий, окольничий А. Ф. Адашев, священник Сильвестр, дьяк И. М. Висковатый и др.). В 1570 работы над сводом были прекращены. Лизогубовская летопись (до 1737 года). Летописец великий русский (Кучкин В.А.). «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» (Шмидт С.О.). Летописец Переяславля-Суздальского (Кузьмин А.Г.). Летописец Соловецкий (Сергеев В.И.). Лаврентьевская летопись (Каштанов С.М.). Летописи белорусско-литовские (Назаров В.Д.). Московский свод 1479 года (Кучкин В.А.). Нижегородский летописец (Кучкин В.А.). Никаноровская летопись (Кучкин В.А.). Никоновская летопись (Сахаров А.М.) Новгородские летописи (Кузьмин А.Г.) Новый летописец (Назаров В.Д.) Строгановская летопись (Сергеев В.И.). Суздальская летопись (Кучкин В.А.). Супрасльская летопись - сборник летописных текстов 1-й половины 16 века. Супрасльский список - текст белорусско-литовской летописи в сборнике, переписанном в 1519 году. Типографская летопись - общерусский летописный свод. Троицкая летопись - русский летописный свод начала 15 века. “Летописец русских царей”, летописный памятник, сохранившийся в рукописи XV в. Начало летописца (до 907) имеется еще в одном списке XV в. Собственно “Летописец русских царей” охватывает события 1138-1214. Летопись была составлена в 1216-1219 и является одной из древнейших из числа дошедших до наших дней. В основу летописца положен владимирский летописный свод н. XIII в., близкий Радзивилловской летописи. Этот свод был переработан в Переяславле-Суздальском (Залесском) с привлечением местных и некоторых других известий. XV Никаноровская летопись - русская летопись конца XV века. Названа по имени владельца - епископа Никанора. Сходство Никаноровской летописи с Вологотско-Пермской дает основание предполагать, что она была составлена при дворе вологодского-пермских епископов в конце XV века как общерусская ооснова местной летописи. в Никаноровской летописи события излагаются с IX века по 1472 год. Источники: Софийская первая летопись старшего взвода и Московский свод 1472 года. Составитель летописи занимал промосковскую позицию. XV Новгородская судная грамота - судебный кодекс Новгородской феодальной республики XV века, дошедший в редакции 1471 года в единственном экземпляре (без конца) в составе рукописного сборника середины 1470-х годов. Юридическими источниками грамоты явились статьи Русской Правды и местное новгородское право более позднего происхождения. Отдельные нормы Новгородской судной грамоты перекликаются с некоторыми нормами псковской судной грамоты и судебными порядками Северо-восточной Руси. Она состоит из разновременных частей и посвящена судоустройству и судопроизводству в Новгороде Великом. В ней определены компетенция суда архиепископа. посадника, тысяцкого, великокняжеского наместника и тиуна, указаны размеры судебных пошлин, рассмотрены различные судебные казусы. Особое внимание уделено разбору земельных тяжб. Помимо интересов господствующих классов Новгорода (бояр, житьих людей и др.), Новгородская судная грамота отразила также политику Ивана III Васильевича по ограничению произвола новгородского боярства в пользу великокняжеской власти (50 рублей штраф с боярина в случае клеветы на судей и т.п.). Новгородская судная грамота послужила одним из источников Белозерской уставной грамоты 1488 года и Судебника 1497 года. XV век Радзивилловская летопись - русский летописный свод, близкий по содержанию к Лаврентьеиской летописи. Начинается со времени расселения славян и заканчивается 1205 годом. Относится к владимирско-суздальским летописям. Дошла до нас в списке кон. XV в. (видимо копия списка XIII в.}, который принадлежал лит. кн. Б. Радзивиллу, а затем Кенигсбергской библиотеке. Содержит 617 красочных миниатюр, является ценным источником для изучения материальной культуры, истории и искусства Древней Руси. XV век Рогожский летописец - древнерус. летопис. свод XV в. Открыт Н. П. Лихачевым в кон. XIX в. в собрании рукописей Рогожского кладбища в Москве. Рогожский летописец составлен путём соединения мат-лов из сводов разного происхождения и политич. ориентавии. Охватывает события от расселения славян до 1412 г. Первая часть (до 1288) сходна с Летописью Авраамки и Летописцем епископа Павла и восходит вместе с ними к краткому извлечению из Новг.-Софийск. свода 30-х гг. XV в. Вторая часть (до 1327) сходна с известиями Твер. сборника. Третья часть (1328 -1374) представляет собой компиляцию Твер. летописи, близкой к Симоновской. Четвертая часть (1375 - 1415) схожа с Симоновской летописью. Рогожский летописец содержит ряд уникальных сведений, особенно за XIV в., не подвергшихся промоск. обработке и освещающих политич. развитие рус. земель с точки зрения твер. летописцев.
Летопись Нестора - написанная во 2-й половине XI - начале XII вв. монахом Киевского пещерного (печерского) монастыря Нестором хроника, исполненная патриотической идей русского единения. Считается ценным историческим памятником средневековой Руси. 1407-1414 Псковская судная грамота - важный документ средневекового Пскова, состоящий из 2 частей: грамоты великого князя тверского Александра Михайловича и грамоты князя Константина Дмитриевича, княжившего в Пскове в 1407 - 1414 годы. С добавлениями, сделанными позже, Псковская судная грамота была утверждена на вече в 1467 году. Она определяла судебные права князя, посадника, новгородского наместника, владыки, княжих и вечевых чиновников, судопроизводство, трактовку уголовных преступлений, имущественных прав и их нарушений, различного рода обязательств и права наследства. Даёт достаточно полную картину жизни тогдашней Псковская феодальная республики.
Далее читайте:Митрополит Иоанн (Снычев). Православное мировоззрение в русской летописной традиции. Лицевые летописи (определение)
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |