Зеньковский Василий Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Зеньковский Василий Васильевич

1881-1962

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Василий Васильевич Зеньковский

Зеньковский Василий Васильевич (4(16).07.1881, Проскуров, совр. Хмельницкий - 5.08.1962, Париж) - философ, богослов и религиозный деятель, историк русской философской мысли, педагог и литературовед. Родился в семье учителя. Учился на естественно-математическом и историко-филологическом факультетах Киевского университета. С 1908 года - член Киевского религиозно-философского общества и товарищ (заместитель) председателя. В 1913-1914 годы учился за границей (в Германии, Австрии и Италии). По возвращении на родину стал профессором психологии Киевского университета (1915-1919). В 1918 году занимал пост министра вероисповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского. В 1919 году эмигрировал, сначала в Югославию, где в 1920-1923 годы был профессором философии Белградского университета, затем - в Чехословакию (1923-1926: директор Педагогического института в Праге) и, наконец, во Францию. С 1926 года до конца жизни Зеньковский был профессором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Общественно-педагогическая деятельность Зеньковского отмечена также такими вехами: в 1923-1927 годы он возглавлял Педагогическое бюро по делам русской зарубежной школы, в 1927 году редактировал журнал «Вопросы религиозного воспитания и образования», выходивший в 1927-1928 годы в Париже, с 1923 по 1926 годы был председателем Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1942 году Зеньковский принял сан священника (протоиерей) и в 1944 году после смерти Булгакова был избран деканом Богословской академии. Многообразие научных интересов Зеньковского объясняется особенностями его мировоззрения, которое можно охарактеризовать как «православный универсализм». В «Очерке моей философской системы» он следующим образом излагает суть своих взглядов: «В ранние годы я находился под большим влиянием Вл. Соловьева и Л. М. Лопатина, но постепенно мои взгляды стали меняться - и здесь решающими были для меня размышления над понятием «личности»... Если человек зависит от природы, от социальной среды, то все же бесспорным является в нем факт свободы. Но акты свободы, коренясь в метафизической глубине человека, получают свою творческую силу лишь при сочетании с благодатной помощью «свыше», - без этого они бессильны и почти всегда отдают человека во власть зла. Только используя богословское понятие «первородного греха», мы можем понять одновременно наличие свободы в человеке и ограниченность ее. Раз будучи принятым, понятие первородного греха неизбежно привело меня к пересмотру основных начал метафизики, а затем гносеологии. Без понятия первородного греха нельзя понять раздвоение познавательной силы в человеке (раздвоение разума и сердца). Учение отцов Церкви о необходимости восстановления утраченного единства человеческого духа через Церковь привело меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства, и я могу дать лишь одно наименование моим взглядам: «опыт христианской философии» (История русской философии. Л., 1991 Т. 2, ч. 2. С. 251) Центральное место «личности» в системе Зеньковский делает понятным и его интерес к педагогике, и его интерес к русской литературе, особенно к творчеству Гоголя, Достоевского, Толстого, Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Розанова и др., и к русской философии. Но прежде всего и главным образом Зеньковский - христианский православный философ. Его интерес к проблеме «психической причинности» (психофизической проблеме), с изучения которой он начал свою научную деятельность еще в России, обусловлена именно этим обстоятельством. «Как возникает в сознании человека идея Бога?» - так приблизительно можно сформулировать основной вопрос, на который пытался найти ответ Зеньковский, исследуя «психическую причинность». Он пришел к выводу, что идея Бога, будучи «фактом сознания», не может возникнуть ни из социального опыта человека, ни в сфере подсознания, ее можно объяснить только при допущении взаимодействия между субъектом и трансцендентным объектом. Это так называемый «мистический опыт», который разными людьми переживается по-разному. Есть и вовсе неспособные к нему люди, сознание которых Зеньковский впоследствии охарактеризовал как «окамененное нечувствие». С проблемой личности (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) тесно связана проблема воспитания личности. Зеньковский - один из немногих русских мыслителей, которые в XX веке разработали целостную философско-педагогическую систему. Она представлена в таких его сочинений, как «Социальное воспитание, его задачи и пути» (М., 1918), «Психология детства» (Берлин, 1923), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (Париж, 1934), «На пороге зрелости Беседы с юношеством о вопросах пола» (Париж, 1955), «Русская педагогика XX века» (Париж, I960). Собственная философская система 3еньковского состоит из трех разделов-гносеологии, метафизики и учения о человеке (антропологии). В гносеологии, выражая несогласие с учением С. Н. Трубецкого о «соборной природе человеческого знания» и немецким трансцендентальным идеализмом, 3еньковский приходит к понятию «церковного разума», согласно к-рому метафизическую опору познания нужно искать в понятии церкви В результате, писал он, «мы приходим к христоцентрическому пониманию знания, т. е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум и регулирующая познавательные процессы, исходит от Христа... Это истолкование знания решительно отвергает принцип «автономии» разума, что требует пересмотра всех принципов современной науки» (История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 252). В метафизике Зеньковский, отказавшись от построений В. С. Соловьева, приходит к «отвержению» всяческих форм неоплатонизма. Его онтология - это прежде всего учение о тварности бытия, самобытный вариант софиологии (хотя в ряде пунктов Зеньковский следует за Булгаковым); он разработал также собственный вариант космизма и учения о Мировой душе. В антропологии Зеньковский дает обобщающую формулировку тех психологических и педагогических идей, которые он разрабатывал в течение всей своей жизни. «Путь человека на земле, - считает он, — стоит под знаком «креста» (у каждого человека, по учению Господа, «свой» крест, что обеспечивает несравнимость и своеобразие каждой личности), т. е. внутреннего закона, по которому может быть восстановлена утраченная (хотя в основе и не разрушенная) цельность в человеке. Отсюда понятна центральность в человеке его моральной жизни; освобождение от власти «душевных» движений, одухотворение всего состава человека есть вместе с тем наша подготовка к торжеству вечной жизни в человеке. Все педагогические усилия, какие вообще осуществимы, должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло «найти себя» и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний» (Там же. С. 253). Собственно богословские взгляды 3. изложены им в книге «Апологетика» (Париж, 1957), цель которой заключается в том, чтобы «во всех тех точках, где намечается действительное или мнимое расхождение знания и культуры с Церковью, показать, что правда христианства остается незыблемой». Особое место в творческом наследии Зеньковского занимает «История русской философии» - фундаментальное двухтомное исследование, изданное в Париже в 1948-1950 годы и в 1953 году переведенное на французский и английский языки. По глубине интерпретации это исследование до сих пор остается во многом непревзойденным. Общая концепция истории русской философии Зеньковского вытекает из общих основ его мировоззрения. Русская философская мысль, по Зеньковскому, оригинальна и коренится в глубинах православного миросозерцания. Ее развитие шло в направлении все большего уяснения православных оснований. Процесс этот периодически нарушался «вторжением» западной философской мысли. С содержательной точки зрения Зеньковского оценивает эти «вторжения» отрицательно, но высоко ценит их значение для совершенствования «философской техники». В целом он дает высокую оценку, например, такому чуждому ему направлению, как русское неокантианство. И вообще история философии характеризуется, с одной стороны, как все большее приближение к истине, с другой - как совершенствование собственного познавательного аппарата, уточнение понятий, категорий, развитие самой «техники» философствования и т. п. Поэтому история философии вообще (и русской, в частности) никогда не может быть завершена. Зеньковский - один из немногих русских религиозных мыслителей, работавший на «стыке» философии, богословия, педагогики, литературоведения, публицистики и сумевший построить целостную религиозно-философскую систему, не преступив той грани, которая отделяет все эти формы интеллектуальной деятельности друг от друга.

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 200-201.

Сочинения: Собр. соц.: В 4 т. М., 2008-2011; История русской философии: В 2 т. Париж, 1948-1950; Л., 1991; М.; Харьков, 2001; Русские мыслители и Европа. Париж, 1955; М., 1997; М., 2005; Дар свободы. Париж. 1928; О чуде. Париж, 1929; Наша эпоха. Париж, 1955; О мнимом материализме русской философии. Мюнхен, 1956; Н. В. Гоголь. Париж, 1961; Основы христианской философии. Франкфурт-на-Майне, 1961-1964. Т. 1-2; Философские мотивы в русской поэзии (Пушкин - Ф. И. Тютчев - А. К. Толстой) // Вестник РСХД. 1959. № 52, 54,55; 1961. №61; Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия) // Православная мысль. Париж, 1951. Вып. 8; Общие законы экономической жизни // Вестник РХД. 1991. № 161; Das Bild des Menschen in der ostlichen Kirche. Stuttgart, 1953; Grundlagen der orthodoxen Anthropologic. Stuttgart, 1953.

Литература: Некрологи // Вестник РСХД. 1962. № 66-67; Новый журнал. 1962. № 70; Лососий Н. О. История русской философии. М . 1991; Жуков В. П.. Маслии М. А. В. В. Зеньковский о России, русской философии и культуре // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 2005; Лазарев В. В. Об осмыслении В. В Зеньковским духовной целостности // Во-просы философии. 2006. № 6; Ермишин О. Т. Путь к идейному синтезу и единству (о жизни и трудах В. В. Зеньковского) // Зеньковский В. В. Собр. соч.: В 4 т. М., 2008. Т. 1.


Вернуться на главную страницу Зеньковского

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС