Юнг, Карл Густав |
|
1875-1961 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Карл Густав Юнг
Юнг (Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог, психиатр и культуролог, основатель аналитической психологии. Получил медицинское образование в Базеле, с 1900 работал в клинике Бургхельцли в Цюрихе под руководством Э. Блейера. В 1902 защитил докторскую диссертацию «О психологии и патологии т.н. оккультных феноменов». Известность ему принесла книга «Психология Dementia Ргаесох» (1907). С 1906 Ю. перешел на позиции Психоанализа, став ближайшим соратником 3. Фрейда; способствовал распространению идей психоанализа в Европе и Америке, избирался первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако личные конфликты и теоретические разногласия привели к разрыву между Ю. и 3. Фрейдом в 1913. Суть их разногласий касалась двух основоположений психоанализа: роли сексуальности в психике индивида и трактовки природы бессознательного. В работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Ю. подверг критике пансексуализм 3. Фрейда, доказывая недопустимость трактовки всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и принципиальную невозможность объяснить происхождение культуры и творчества исходя из концепций «эдипова комплекса» и сублимации. Учение Ю. отделилось от психоанализа и получило название «аналитическая психология». В 1948 в Цюрихе был основан первый «Институт К.Г. Юнга». Сейчас в мире существует несколько десятков подобных институтов, а юнгианская ассоциация является второй (после фрейдовской) по числу членов в рамках глубинной психологии. Расхождения между Ю. и 3. Фрейдом объяснялись мировоззренческими основаниями их теорий: 3. Фрейд исходил из позитивизма и физиологического материализма (Г. Бюхнер, Я. Молешотт, И. Молль), а учение Ю. возникло под несомненным влиянием немецкого романтизма и мистицизма, учений А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Юнговская трактовка либидо как универсальной витально-психической энергии сопоставима (за исключением спиритуалистических интерпретаций) с мировой волей А. Шопенгауэра. Бессознательное, с точки зрения Ю., не ограничено лишь индивидуально-биографическим уровнем, главным здесь является коллективное и безличное содержание, уходящее корнями в глубокую (доисторическую) древность. Во время психиатрической практики Ю. обнаружил поразительное сходство между мифологическими сюжетами древности, видениями медиумов и спиритов, сновидениями обычных людей и фантазиями душевнобольных. Эти образы - носители коллективного бессознательного - были названы Ю. архетипами. В символах мифов и религиозных учений всех времен и народов ученый видел выражение подлинной природы человека. При всем разнообразии и даже противоречивости трактовок Ю. понятия «архетип» в разных работах, неизменным оставалось следующее: все фундаментальные образы-символы принципиально противостоят сознанию, их нельзя дискурсив- но осмыслить и адекватно выразить в языке. Ю. часто подчеркивал близость методов аналитической психологии к методам искусства, а иногда заявлял об открытом им новом типе научной рациональности. Психика рассматривалась Ю. как энергетическая система, в которой сознание и бессознательное взаимодействуют и дополняют друг друга. Анализируя формы взаимодействия бессознательных (архетипических) и сознательных компонентов психики, Ю. выделил две крайности, почти равно опасные, с его т. зр., для индивида и для социума. Первую (менее опасную) он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается, по его мнению, полностью растворенным в архаической стихии коллективного бес-сознательного. Другая крайность для Ю. присутствует в научной и практической экспансии Эго, «картезианского субъекта» западноевропейской цивилизации, где подавляется и искажается коллективно-бессознательная сущность нашей психической жизни. Западный человек Нового времени, по Ю., создал обезбоженный мир, предал забвению собственную религиозную традицию и истребляет прочие традиции по всей земле. На индивидуальном уровне это ведет к неврозам и психозам, а на социально-политическом - к распространению тоталитарных идеологий (нацизм, большевизм). Ю. посвятил ряд трудов восточным религиозно-философским учениям. Он называл свое учение «западной йогой», однако считал, что восточные практики не подходят западному человеку и будут скорее губительны для него, чем полезны. У европейцев, считал Ю., есть собственные (западные) ресурсы: в своих трудах он значительное внимание уделял гностицизму и алхимии, считая мыслителей этих направлений своими предшественниками в области психологии. По Ю., целью терапии является «индивидуация», т.е. движение от Эго (я) к глубинному интегрирующему архетипу Самости. В послевоенные десятилетия Ю. написал несколько работ («Ответ Иову» и др.), в которых развивал собственный вариант гностического богословия. В этот же период он разрабатывал концепцию «синхронистичности» - акаузальных синхронных связей, т.е. значимых событий, принадлежащих к различным реальностям, находящимся не в каузальной, но в смысловой связи. Отталкиваясь от идей Г.В. Лейбница, Ю. создал новое учение о «предустановленной гармонии» между физическими и психическими событиями, процессами во внешнем и внутреннем мире. Ю. опирался также на учение адвайта-веданты о недвойственной (адвая) неделимой единой реальности, измерениями которой являются физическое и психическое. Новую трактовку получили в этой связи и архетипы, которые были наделены самостоятельным существованием, похожим на «мир идей» Платона, выполняя одновременно функции и первооснов мироздания, и фундаментальных структур психики. Такого рода единством Ю. объяснял различные парапсихологические феномены, древнюю и совр. магию и т.д. Эти идеи получили распространение в далеких от науки кругах - он сделался «гуру» для людей, увлекающихся оккультизмом и всевозможными медитативными практиками. Ю. ввел в научный оборот такие объекты, которые до него были просто немыслимы в контексте науки: учение о карме и сансаре (метемпсихозе), алхимические тексты, йогические и даосские символы. Отличительной чертой мышления Ю. было переплетение научной строгости и вольных ассоциаций, приверженность эмпирическим методам исследования и стремление сделать из них фантастические выводы. Последователями Ю, в строгом смысле слова являются практикующие психотерапевты, получившие подготовку в институтах Ассоциации аналитической психологии. Но такого рода влияние идей Ю. не самое важное. Его взгляды стимулировали развитие ряда направлений психологии творчества и психологии личности, способствовали становлению трансперсональной (С. Гроф) и кросскультурной психологии. Влияние идей Ю. испытали писатели Т. Манн, Дж. Джойс и Г. Гессе, культурологи и историки религии К. Кереньи, М. Элиаде, Е.А. Торчинов - причем последние нередко подвергали взгляды Ю. критике: напр., из частого повторения одних и тех же образов в мифах разных народов вовсе не следует их обусловленность архетипами коллективного бессознательного. Значительным было влияние Ю. на кинорежиссеров (Ф. Феллини, П. Пазолини), а также неортодоксальных богословов и мистиков (Р. Генон). Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 367-369. Сочинения: Архетип и символ. М., 1991; Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Психологические типы. СПб., 1995; Ответ Иову. М., 1995; Психология и алхимия. К., 1997; AION. Исследование феноменологии самости. М., 1997; Синхрония. Сборник. М., 2003; Психика: структура и динамика. М., 2005; Gesammelte Werke. Bd. 1-20. Zurich, 1958-2005; The Collected Works. V. 1-20. L., 1953-1964. Вернуться на главную страницу К.Г. Юнга.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |