> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЕА >
ссылка на XPOHOC

Евдокимов Николай Семенович

р. 1922 г.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

Евдокимов Николай Семенович (26.2.1922, местечко Бобр, ныне Купрянского района Минской губ.) - прозаик.

Род. в семье земского врача - выпускника Моск. ун-та, направленного в годы 1-й мировой войны в Белоруссию. В «Автобиографических заметках» Е. писал: «У меня остались нежные, благодарные воспоминания о моих родителях. Между ними были какие-то удивительно добрые, мягкие отношения. ...Мама (фельдшер-акушерка- П.Б.) моя была натурой эмоциональной, тонкой, любящей живопись, чувствующей искусство, была человеком верующим». В 1923 семья вернулась в Москву.

В школьные годы Е. посещал лит. кружок при Доме пионеров, занятия в котором вели К. Паустовский и Р. Фраерман. Вместе с ним там были будущие писатели Ю. Трифонов, С. Баруздин, Н. Гребнев, С. Львов. Однажды во время летних каникул Е. побывал в Моздоке, Гунибе и, вернувшись в Москву, начал писать пьесу в стихах о Шамиле. В 1940 призван в армию, учился в школе военных санитарных инструкторов в Риге. В годы Великой Отеч. войны служил в полковой разведке; после тяжелой контузии в 1942 демобилизован. Учился в Лит. ин-те им. М. Горького (1943-48), где посещал семинары Л. Леонова, К. Паустовского, К. Федина (и где спустя годы сам стал профессором); затем работал корреспондентом радио, центральных газет и журналов, лит. консультантом. В 1951 вступил в СП СССР.

Первая публикация - рассказ «Конец ночи», опубл. в 1946 в ж. «Октябрь», был оценен критикой как одно из лучших произв. года. Тогда же вышел в свет и рассказ Е. «У дороги»; 11.2.1947 в газ. «Культура и жизнь» появилась передовая статья, в которой произв. Е., как и .. Платонова, были признаны опасными, «родными, клевещущими на сов. человека. За молодого писателя вступились Л. Леонов, К. Федин, Ф. Панферов.

В 1948 Е. опубл. кн. рассказов и очерков «Рыбаки», в 1950 - нов. о труде сталеваров «Высокая должность». В нов. Е. «Грешница» (1960; экранизирована в 1962, реж. Г. Г. Егиазаров и Ф. И. Филиппов) - история несостоявшегося счастья хорошего человека, ставшего жертвой религ. фанатизма. Главная героиня, Ксения, воспитанная в сектантской семье, вынуждена подавить свою любовь к колхозному шоферу Алеше Ченцову и выйти замуж за «брата» 110 секте, что приводит ее к трагической гибели.

Сложные нравств. коллизии повседневности оказываются в центре внимания и последующих произв. Е. К директору крупного завода, безупречному коммунисту Полякову, герою ром. «У памяти свои законы» (Знамя. 1966. № 6), приезжает дочь, о существовании которой он не подозревал. Приезд Вари меняет жизнь Полякова. Он пытается загладить свою вину перед дочерью и ее матерью, которую когда-то бросил из-за того, что ее пребывание в оккупации могло повредить его карьере. Главный герой пов. «Необходимый человек» (Знамя. 1967. № 6) пытается спасти для радости бытия несчастную женщину Настю, настрадавшуюся в годы войны. Герой охарактеризован уже в подзаголовке повести - «Из жития прекраснодушного Серафима Фролова». В пов. «Выла похоронка» (Наш современник. 1973. № 5) писатель рассказывает о том, как жена находит после войны мужа, потерявшего ноги и глаз, и возвращает его в семью, для которой он не хотел быть обузой.

Все эти произв. сентиментальны, в них ярко выражено исповедальное начало. Последнее особенно характерно для цикла пов. «Монологи», начинающегося с пов. «Страстная площадь» (1977). Ее главный герой, Константин, задает себе вопрос, который мучает мн. героев Е.: «Так ли я жил?». Он испытывает острое чувство вины и за проявленное в годы войны невнимание к товарищу по госпиталю, и за неправильное воспитание сына.

Начиная с ром. «Трижды Величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (Дружба народов. 1987. № 7-9) Е. использует символические, сказочные образы, сны, фантасмагории, опыт классиков мировой философии и лит-ры - Данте, И. В. Гете, Н. Гоголя, Ф. Достоевского и др., а также безымянных сочинителей нар. сказок. В романе дважды изображен конец света: сначала как развернутая парафраза библейского предания о всемирном потопе, а затем как туманное видение гибели человечества в атомном смерче, от которого в ужасе отводит взгляд сам сатана - Трижды Величайший. С. Пискунова писала: «...то, что вышло из-под пера Евдокимова, следовало бы скорее назвать "антимистерией-буфф" (и в этом кардинальное отличие "Трижды Величайшего..." от "Мастера и Маргариты")» (Пискунова С. Парадокс о человеке//Лит. обозрение. 1987. № 12).

В этом романе Е. пишет также об ответственности писателя за то, чему он учит в своих книгах читателей. Эта тема продолжается в пов. «Собиратель снов» (Октябрь. 1989. № 7). Один из се героев видит причины всех бед не в себе, а в государстве, полагая, что «свобода говорить все ведет прямо к свободе делать все». Для более глубокого понимания авт. замысла уместно сопоставить настрой персонажей этой и др. пов. «Воспоминания о прекрасной Унгарии» (Дружба народов. 1983. № 6). И в 1982, и в 1987 происходят встречи бывших одноклассников. В 1982 на встречу «приходят» и погибшие на фронте ребята. В 1987 им уже не хочется здесь быть, так как в кругу «живых» появился дух предательства того, за что отдавали на фронте жизни.

Герой рассказа «К сестре на день рождения» (1991, опубл. в 1993), ветеран войны, оскорбленный и выгнанный из очереди, теряет сознание в поезде. К нему приходит видение из фронтовой жизни: старший лейтенант СМЕРШа расстреливает его, так как он убеждал солдат в том, что они напрасно воюют -будущие поколения нс оценят их подвига. Руками смершевца герой творит суд над самим собой, ибо считает, что, оставшись в живых, не сумел правильно воспитать новое поколение...

Пронзи. Е., поднимающие острые проблемы морали и общсстнснного поведения людей в различных ист. ситуациях, изданы на мн. языках мира.

П.М. Богдан.

Использованы материалы энциклопедического словаря "Русские писатели XX века". 


Сочинения: 

Избр. произв.: В 2 т. М., 1983, 

Происшествие из жизни... М.. 1988.

Литература: 

Бочаров А. Нравств. опыт минувшего //Лит. Россия. 1973. 22 июня: 

Васильев В. Трудное счастье: Заметки о прозе Николая Евдокимова // Наш современник. 1975. № 3; 

Бондарев А. Утраченные иллюзии, или Жизнь есть сон // Лит. газ. 1989. 13 дек.; 

Бродер. К. Наш спутник - память//Октябрь. 1978. М» 2; 

Денисова Н. Из глубины и тайны жизни//Лит. обозрение. 1980. № 3; 

Андрианов А. Голос сердца: штрихи к портрету Николая Евдокимова // Лит. газ. 1984. 14 нояб.

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев

25.02.2004