Ефимов Борис Ефимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Е >

ссылка на XPOHOC

Ефимов Борис Ефимович

р. 1900

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Борис Ефимович Ефимов (Фридлянд)

Ефимов Борис Ефимович (настоящая фамилия - Фридлянд)  (15(28).9.1900, Киев - 1.10.2009, Москва), карикатурист, народный художник СССР (1967), действительный член Академии художеств СССР (1975), дважды лауреат Сталинской премии (1950, 1951). Брат М.Е. Кольцова. С 1919 сотрудничал в красноармейской прессе, сотрудник политотдела 12-й армии. С 1921 работал в "Киевской правде", с 1922 - в газетах "Правда", "Известия", "Литературная газета", "Красная Звезда", журнале "Крокодил" и т.д. Автор огромного количества злободневных карикатур. Наиболее известны стали его работы политического содержания, где он высмеивал руководителей фашистской Германии (в годы Великой Отечественной войны), а затем империалистов, капиталистов, ревизионистов (в т.ч. И. Броз Тито) и т.д. Абсолютно "непотопляемый" блестящий художник Ефимов сохранил свои позиции ведущего карикатуриста при всех режимах. В 1972 получил Государственную премию СССР. После начала перестройки одним из первых стал рисовать карикатуры на И.В. Сталина.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000


Встретил столетие...

Родился 28 сентября 1900 г. в г.Киеве. Отец - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.). Мать - Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Первая супруга - Корецкая Розалия Борисовна (1900 г. рожд.). Вторая супруга - Фрадкина Раиса Ефимовна (1901 г. рожд.). Сын - Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.).

Борис Ефимов никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей.

После переезда родителей в Белосток, Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис - иллюстрировал.

Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Позднее он вспоминал об этом событии так: "Будучи учеником пятого класса я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен..."

Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако проучившись там год, он перешел на юридический факультет Киевского университета.

В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков "Завоеватели" - своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских.

С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете "Красная Армия" увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом "Бор.Ефимов".

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти", руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Г.Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее Б. Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами "Киевский пролетарий" и "Пролетарская правда".

В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах "Рабочей газеты", "Крокодила", "Правды", "Известий", "Огонька", "Прожектора" и многих других издания, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. "Героями" его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели - Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е - Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы - Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.

В 30-е годы в свет выходят альбомы карикатур "Лицо врага" (1931), "Карикатура на службе обороны СССР" (1931), "Политические карикатуры" (1931), "Выход будет найден" (1932), "Политические карикатуры" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Поджигатели войны" (1938), "Фашистские интервенты в Испании" (1938).

В полной мере "убойная сила" карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы войны он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу - Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией".

В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

В 1954 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. - членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему присвоено звание "Народный художник РСФСР", а в 1967 году - "Народный художник СССР". С 1932 года является членом Союза художников. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР.

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение "Агитплакат" при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: "40 лет. Записки художника-сатирика", "Работа, воспоминания, встречи", "Рассказы о художниках-сатириках", "Мне хочется рассказать", "Основы понимания карикатуры", "На мой взгляд", "Невыдуманные истории", "Школьникам о карикатуре и карикатуристах", "Рассказы старого москвича", "Ровесник века", "Мой век" и другие.

Б. Е. Ефимов - Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

Год 2000-й - год 55-летия Великой Победы - год своего 100-летия Борис Ефимов встретил по-прежнему влюбленным в жизнь, в прекрасное, книги, театр, спорт, компанию друзей, добрый розыгрыш, хороший анекдот.

Проживает в Москве (умер 1 октября 2009 года. -Ред. ХРОНОСа).

Использованы материалы сайта http://www.biograph.ru/


Художнику-карикатуристу Борису Ефимову 105 лет

Из "Известий" Ефимов был уволен в 1938 году, сразу же после того, как по обвинению в шпионаже арестовали старшего брата, журналиста Михаила Кольцова. Но без работы художник не остается. В 1947-м по заказу Сталина Ефимов рисует знаменитую карикатуру "Эйзенхауэр обороняется". Затем "Известия" просят его "набросать что-нибудь" для юбилейного номера. В нем же публикуется список представляемых к наградам известинцев, среди которых нет фамилии Ефимова, и тот, оскорбившись, пишет "отцу народов" письмо, в котором жалуется, что незаслуженно забыт. Вскоре он получает Государственную премию СССР и апартаменты в мегаэлитной по тем временам новостройке.

На его счету 35 тысяч рисунков, среди них - сатирические карикатуры на "врагов отечества". Не только на немцев и американцев, но и на Солженицына, на Бухарина и на Троцкого. Как "известный советский еврей", он подписывался под призывом к Израилю "убрать руки прочь от Египта". "У меня была семья, дети, - вздыхает Ефимов, - я не мог ими рисковать".

Ночами Борис Ефимов подолгу смотрит в окно: на всполохи рекламы, что отражаются в стеклах Белого дома. Когда-то он почти ослеп, но благодаря Зурабу Церетели, одолжившему деньги на дорогую операцию, правый глаз удалось спасти. На серванте, на самом видном месте, стоит поздравительная грамота от президента Путина: рамка разбита, чинить недосуг. На подоконнике пылится печатная машинка: внук, Виктор Фрадкин, принес компьютер. Соавторствуют: дед диктует, внук набирает, привносит недостающие факты. Им есть что вспомнить.

- Многим ли нравились ваши карикатуры?

- Которые не нравились, о тех обычно молчали. Я лучше покажу вам фотокарточки. Вот я между Ильфом и Петровым, в Неаполе. Вот я даю свою книгу Фурцевой, вот мы с Брежневым, с Эренбургом, с космонавтом Леоновым. Вот шарж на Марью Ильиничну, сестру Ленина. Вот 25-летие "Правды": Мехлис-палач, молодой Хрущев, брат Михаил. А это третья, гражданская, жена брата, немка Мария Остен. Она была в Париже, когда узнала, что Миша арестован. Сказала: "Я должна его выручить". Приехала в Москву, и вот: их последние фото, сделанные уже в тюрьме.

- Ваш брат сообщил на допросе, что Мария Остен была немецкой шпионкой, не так ли?

- Он признался в том, чего не было, это естественно - его пытали.

- Отчего вы так долго верили, что Кольцов еще жив?

- На Лубянке принимали переводы на его имя, уже после расстрела. По 30 рублей в месяц. Тогда это были немалые деньги. С "Известиями" я уже не сотрудничал, из "Правды", из "Огонька" - отовсюду повыгоняли, с наличностью было туго. Но я подрабатывал, рисовал эскизы игрушек, афиши, мы продавали вещи, и не скажу, чтобы очень уж голодали. Когда Мишу реабилитировали, нам даже вернули его дачу в Жуковке. Я ее потом сбыл, конечно.

- Долго ли боялись за собственную жизнь после ареста брата?

- Если бы захотели, меня арестовали бы в ту же ночь. Вечером я ушел из дому. С женой договорились так: буду звонить под утро, и если за мной пришли и ждут, то она скажет "да", а если не пришли - "аллё". Гулял по городу. Москва была вся снежная, красивая. Дошел до Кремля. На Тверской был кабачок, шашлычная, я уселся и решил ждать пяти часов. Жена закричала: "Аллё!" - я и вернулся.

- И продолжали работать на убийц?

- Отказаться я не мог: меня бы посадили, и вся семья погибла бы. И профессию сменить я не мог: другой у меня нет.

- Вы бывали на исторической родине?

- В Израиле? Хотел бы - жаль, теперь вряд ли удастся. В синагоге тоже не бываю, хотя приглашают. У меня - свой бог. Утром встаю и, сложив ладони, повторяю: "Благодарю тебя, Боже". Надо же во что-то верить, а уж есть он или нет, этого никто не знает.

- Вы называли объекты своих карикатур "живыми мишенями". Хотелось выстрелить в такую мишень по-настоящему?

- Выстрелить? Стреляли другие. Мое дело было смотреть, запоминать и рисовать. До сих пор храню письма фронтовиков, где они благодарят и просят: рисуйте врагов почаще и повеселее, и нам веселее будет нажимать курок.

- Есть ли нынче молодые талантливые карикатуристы?

- Наверное, будут еще. Почему их нет, не знаю. Есть парочка более или менее художников, Игорь Смирнов, например, большей же частью сатира лежит за пределами искусства. Потуги рассмешить. Изо рта пузырь, и там написаны, так сказать, хохмы. Бильжо - два глаза сбоку от носа... Не понимаю.

- Новую книгу писать собираетесь?

- Думаю об этом. Ведь прошло уже пять лет с тех пор, как вышла последняя.

- Ты немного путаешь, дед! - поправляет внук. - Последняя вышла только что и еще даже не поступила в продажу. А к 60-летию Победы вышел огромный альбом с твоими работами военных лет.

- Так это когда нарисовано! - изумляется дед. - И книгу эту я давным-давно писал.

- Начнем с того, что это не ты, это я ее писал, - уточняет Виктор. - Мало того: уже написана еще одна, двухтомная книга, выйдет в следующем году. Тоже мемуары.

- По праздникам в префектурах принято поздравлять москвичей-долгожителей. Часто ли власть вас поздравляла?

- С чем?

- С юбилеями - 80 лет, 90...

- Ты чего, дед, не понимаешь, о чем тебя спрашивают? - вновь вмешивается Виктор. - Тебя и Ельцин поздравлял, и Брежнев поздравлял, а Горбачев к 90-летию вручил тебе Звезду Героя Соцтруда.

- Стой-стой. Правильно, - смеется Ефимов. - И это приятно. Пускай не социалистический, но труд-то был!

http://www.peoples.ru/art/painter/efimov_b/interview.html


Художнику-карикатуристу Борису Ефимову исполняется 108 лет

Когда известному карикатуристу Борису Ефимову исполнилось только 100 лет, об этом взахлеб писали все газеты.

Он пережил революцию, Гражданскую и Отечественную войны, словом, все эпохи минувшего века. Через пять лет Борис Ефимович отпраздновал следующий юбилей. 28 сентября 2008 года ему уже 108! Корреспондент "РГ" встретился с художником-долгожителем и задал ему несколько вопросов.

Я уже не рисую

Российская газета: Откройте секрет: как вам удалось дожить до столь почтенного возраста? Придерживаетесь ли вы каких-то особых диет или методик?

Борис Ефимов: Нет, ни в коем случае. Мне нравится один анекдот. На Кавказе чествуют долгожителя, который рассказывает о том, что он ведет здоровый образ жизни, не пьет и не курит. Вдруг с задних рядов раздаются пьяные крики. Старожил говорит: "Не обращайте внимания, это мой старший брат опять напился".

РГ: Вы ровесник века, на ваших глазах приходили и уходили политические лидеры, деятели искусства и науки... Менялись государственный строй, законы, правила жизни, стиль общения, мода... Какой период вашей жизни самый интересный?

Ефимов: Интересен был сам век. В каждом десятилетии было что-то свое. Сейчас трудно выделить какой-то один период, десятилетие. Нужно рассматривать эпоху в целом.

РГ: Рисуете ли вы сейчас?

Ефимов: Нет. Уже не рисую. Период активности закончился уже давно. Но я продолжаю работать, правда на другом поприще. Я пишу книги, благо мне есть о чем рассказать. Например, книга воспоминаний "О временах и людях", написанная в соавторстве с Виктором Фрадкиным. Кстати, она как раз и может являться подробным, развернутым ответом на первый вопрос. В ней и рассказывается о людях и временах, которые они наполняли. Там есть рассказы и о политических деятелях, и об актерах, и о писателях, и о моих коллегах-художниках, например о Кукрыниксах, Эрнсте Неизвестном, Зурабе Церетели.

Кроме того, есть и другие книги воспоминаний: "Ровесник века", "Десять десятилетий" и прочие.

РГ: Чем вы еще занимаетесь, как проводите время, какие книги читаете?

Ефимов: Я читаю разные книги, но есть и одна любимая, которую я готов перечитывать бесконечно. Это роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо".

РГ: Кто из сегодняшних персонажей мировой политики наиболее образен?

Ефимов: Сейчас нет таких ярких персонажей, какими были те же Гитлер, Муссолини, Тито, которых можно было высмеять, подметив какую-то одну или несколько деталей их поведения, внешности.

РГ: Следите ли вы за нынешней ситуацией с жанром карикатуры в стране? Есть ли сегодня у вас последователи?

Ефимов: Хорошие карикатуристы конечно же есть. Это, например, Владимир Мочалов, Игорь Смирнов.

Но нужно отметить, что политическая карикатура как жанр прекратила свое существование. То, что мы видим сейчас, - это "почеркушки".

Разгневавший Сталина

РГ: Вы сами искали персонажей для карикатур, ведь вы были в контексте происходящего, или всякий раз был заказ от властей?

Ефимов: Искал сам. Читал газеты, слушал радио, смотрел кинохронику, потом появилось телевидение. Я сам выбирал темы. Но конечно же были и заказы, в том числе, например, лично от Сталина. Но можно сказать, что 90 процентов сюжетов я выбрал самостоятельно.

РГ: Вмешивались ли власти в творческий процесс, не указывали ли на какую-то деталь, которую нужно подчеркнуть?

Ефимов: Да, такое случалось. Например, можно вспомнить такой случай. Я нарисовал карикатуру на японских милитаристов. Чтобы подчеркнуть их политические экспансионистские амбиции, я наделил их длинными зубами. Тогда Сталин позвонил главному редактору "Правды" Льву Мехлису и возмутился. Дескать, это оскорбляет национальное достоинство японского народа.

Другой пример уже из более поздних времен. В 1979 году премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. Я нарисовал карикатуру с ее изображением. Этот рисунок был вывешен в окнах агитпропа по всей Москве и в других городах. Это вызвало негодование власть имущих, так как выглядело не совсем дипломатично.

РГ: Тяжело ли вам осознавать, что ваши сверстники уходят один за другим?

Ефимов: Конечно. Это большая трагедия, очень трудно видеть, что ты остаешься один.

Дмитрий Бирюков.

"Российская газета" - Неделя №4759 от 25 сентября 2008 г.


Подобную сценку можно наблюдать сегодня нередко, особенно в старых редакциях или дома у журналистов в возрасте: "на подоконнике пылится печатная машинка" (заметим в скобках, что подоконники вообще играют особую роль в жизни журналистов). Почему? Да потому, что давно в редакциях работают за компьютерами, а не за печатными машинками - инструментами прошлой эпохи. А машинку выкинуть жалко - раньше ведь она представляла собой большую ценность. И вот лежат эти старинные монстры с кнопками на десятках подоконников...

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС