Ясперс (Jaspers) Карл |
|
1883-1969 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ясперс (Jaspers) Карл
Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969) - немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. Биография. С 1909 по 1915 г. — ассистент Ф. Ниссля в психиатрической клинике Гейдельберга. С 1913 г. посещал Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Прослушал философские курсы Т. Липпса, специализировался по психологии в Гейдельберге. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию по медицине («Общая психопатология») у В. Виндельбанда, в 1916 г. — профессор психологии. С 1921 г.— профессор философии в Гейдельбергском университете. В 1937 г. был отстранен от преподавания фашистским правительством. С 1948 по 1961 г. — профессор философии в Базельском университете. Исследования. В своей книге «Общая психопатология» (Allgemeine Psychopathologie, 1913; в рус. пер.: Общая психопатология. М.: Практика, 1997) на основе внутренних переживаний, которые предлагал использовать в качестве универсального критерия различения психотических и непсихотических личностных переживаний и реакций, дал уточнение применяемых в психиатрии понятий. В частности, ввел дифференциальные критерии для выявления психогенных заболеваний: развитие непосредственно после психической травмы; отражение в болезненных переживаниях ситуации психической травмы; дезактуализация после устранения психической травмы. В дальнейшем дал анализ патологического развития знаменитых личностей (А. Стринберг, В. Ван Гог, Ф. Ницше). Рассматривал психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности и перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание Бога. Давая анализ современной культуры, констатировал, что техника все более переполняет предметное бытие человека, функционируя и изменяясь по чуждым человеческой самости законам. Она предстает теперь «самостоятельной силой, увлекающей все за собой», так что общество «превращается в единую большую машину». Преодоление отчуждения, возникающее в технократическом обществе, К. Ясперс видел в развитии коммуникации, в глубоко индивидуальном и интимном общении, в воспитании в себе способности к «дискуссии», в противостоянии любому фанатизму. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 712-713. Сочинения: Psychologie der Weltanschauungen. Berlin, 1922; Die geistige Situation der Zeit. Berlin, 1932; Nietsche. Einfiih- rung in das Verstandnis seines Philosophirens. Berlin, 1936; Gesamelte Schriften zur Psychopathologie. Berlin, 1963; Autoboigraphische Schriften. Miinchen, 1967; Философская автобиография. M., 1995. Литература: Типсина А. Н. Философия религии К. Ясперса, Л., 1982; Григорьян Б. Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса // Буржуазная философская антропология XX века / Под ред. Б. Т. Григорьяна. М.: Наука, 1986; Идеалистическая диалектика в XX столетии: Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики / А. С. Богомолов, П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987; К. Т. Ясперс // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999. Вернуться на главную страницу Ясперса
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |