Ясперс (Jaspers) Карл |
|
1883-1969 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ясперс (Jaspers) Карл
ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) (1883–1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909–1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969. Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 в. Он стремился соединить
идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая,
однако, ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного
мышления» университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочитал
говорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философии
существования». С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования
являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы
доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед
нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный
личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда
незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к
их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается
– в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых
преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку
носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что
он называл «религией Библии», он не мог согласиться с притязаниями христианства
на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру
(верование) и знание; боговоплощение и искупление в качестве догматов казались
ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. Мы достигаем
философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее
ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты
существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех «предельных
ситуациях» (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту
поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или
Богом («Единым»). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он
познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа («шифра») или
через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но
указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас". Вернуться на главную страницу Ясперса
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |