Ясперс (Jaspers) Карл |
|
1883-1969 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ясперс (Jaspers) Карл
Ясперс (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург,- 26.2.1969, Базель), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. Медицинское образование получил в ун-тах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (1902-1908). С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге; с 1916 проф. психологии, а с 1921 проф. философии Гейдельбергского ун-та (в 1937 был отстранён от преподават. деятельности, к которой он вернулся в 1945); с 1948 - в Базельском университете. Медицинские труды Ясперса посвящены преимущественно проблемам общей психопатологии: различию между психопатологич. процессом (психич. заболеванием) и патологич. развитием личности, понятию деменции (1910); анализу обманов восприятия (1911); феноменологич. направлению исследования в психиатрии (1912) и др. В "Общей психопатологии" (1913) Я. на основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии; противопоставлял психопатологии как науч. дисциплине психиатрию - дисциплину прикладную. После 1915 отошёл от исследования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии (анализу развития личности и её творчества в психопатологич. аспекте) А. Стриндберга и В. ван Гога (1922), Ф. Ницше (1936). После разгрома фашизма Я. получил большую популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ; в ряде работ, написанных для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата о "немецкой вине" ("Die Schuldfrage", 1946), выступал как политич. моралист. Если в 50-е гг. консервативный либерализм Я. имел антикоммунистич, направленность, то в конце 60-х гг. Я. выступил с резкой критикой антидемократич. и реваншистских тенденций в боннской политич. жизни (см. ч Куда движется ФРГ?", М., 1969). Место Я. в истории мысли двойственно. Его исходный идеал -"бюргерский" гуманизм; идею интеллектуальной честности для него символизирует имя И. Канта, идею культурной широты - имя И. В. Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от М. Хайдеггера, связаны и преклонение Я. перед гражд. и умств. свободолюбием антич. Греции, и его симпатии к Б. Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его филос. пути - ощущение кризиса "бюргерской" культурной традиции. Несмотря на антипатию к "мрачному фанатизму" С. Кьеркегора и к "экстремизму и неистовству" Ф. Ницше, Я. испытал влияние их идей. Свой труд мыслителя Я. называл не "философией", а "философствованием", делая акцент на незавершённости, открытости умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. По мнению Я., наше время, уже не обладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные системы "из истока", вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с др. стороны, только в "философствовании" Я. видит возможность постижения реальности человека кризисной эпохи. Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или "бытие-в-мире"; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как "объемлющее" - непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом "бытия-в-мире" есть "ориентация-в-мире"; мышление перед лицом экзистенции - "высветление экзистенции"; мышление перед лицом трансценденции - "метафизика", выражающая свой невыразимый предмет при посредстве "шифров" (Я. избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой им традиционнорелиг. практикой опредмечивания трансценденции). Несмотря на конфликт Я. с теологией (к-рой он противопоставляет идеал "филос. веры"), очевидна близость его онтологии к традиции теизма. Согласно Я., соотнесённость экзистенции с др. экзистенцией осуществляется в акте "коммуникации", т. е. глубоко интимного и личностного общения в "истине". "Коммуникация" - центр, понятие миропонимания Я.- возводится им в ранг критерия филос. истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к "дискуссии", принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с совершенно определённой политич. позицией индивидуалистич. либерализма. Смысл философии, по Я..- в создании путей общечеловеческой "коммуникации" между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями "осевого времени" (8-3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших религ.-филос. традиций Азии. "Осевое время", как полагает Я., создало для всех времён общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому необходимо обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой истины новые "шифры". В целом философия Я.- выражение кризиса традиц. либерально-индивидуалистич. гуманизма и вместе с тем - попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода из него. С. С. Аверинцев. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978. Вернуться на главную страницу Ясперса
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |