Янсений, Корнелий |
|
1585–1638 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Корнелий ЯнсенийЯнсений (Jansen, Jansenius), Корнелий Отто (3.XI.1585 - 6.V.1638) - голландский богослов-католик; профессор Лувенского колледжа, с 1636 года - епископ в Ипре. Янсений - автор ряда сочинений, направленных против учения и морали иезуитов. Основной труд Янсения «Августин, или Учение святого Августина о здравии, недуге и врачевании человеческого естества, против пелагианцев и массилийцев» ("Augustinus, seu doctrina S. Augustini de Humanae naturae sanitate, aegritudine, medicina adversus Pelagianos et Massilienses", v. 1-3, Lovanii, 1640) был опубликован посмертно. Книга и учение Янсения (см. Янсенизм) были осуждены папами Урбаном VIII (1642), Иннокентием X (1653) и Александром VII (1656). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976. Янсений, Корнелий (Jansen, Cornelis) (1585–1638), нидерландский теолог, епископ Ипрский, родоначальник теологической системы, получившей название «янсенизма». Родился 28 октября 1585 в Аккое близ Лердама (Нидерланды). В 1602 поступил в Лувенский университет, в котором в то время проходили бурные споры между испанским иезуитом Луисом Молиной (1535–1600) и последователями Михаэля Байюса (1513–1589). Позднее Янсений учился в Париже, где вместе со своим другом Жаном Дювержье де Оранном обратился к глубокому изучению сочинений отцов церкви, особенно Августина, и задумал церковную реформу. Этим своим интересам он не изменил и впоследствии, когда стал преподавателем теологии в коллегиуме св. Пульхерии (Collge de Sainte-Pulchrie) в Лувене (с 1616), затем профессором Св. Писания в Лувенском университете (с 1630) и, наконец, епископом Ипрским (с 1636). В Лувене он активно полемизировал с иезуитами, выступил против французского экспансионизма, проявлявшегося в политике Ришелье, и против голландского пресвитерианина Гисберта Воеция. Последние 20 лет жизни посвятил доскональному изучению трудов Августина, результатом которого стало написание трехтомного сочинения под названием: Augustinus, или учение св. Августина о здравии, недугах и врачевании человеческого естества, против пелагиан и массилиан (т.е. полупелагиан). К последним Янсений причислил и «некоторых нынешних» (молинистов). Янсений умер в Ипре 6 мая 1638. ЯнсенизмAugustinus был опубликован посмертно в 1640. Поскольку деятели Реформации также апеллировали к авторитету Августина, Янсений счел необходимым разъяснить отличие своей позиции от протестантской. Для протестантов оправдание есть акт божественной благодати, в котором грешники объявляются праведными на основании праведности Христа, переносимой на них самих и воспринимаемой ими единственно через веру. Для Янсения же оправдание есть процесс, в котором грешник постепенно обретает праведность и который начинается с благодатного божественного акта обращения. Человек, чья природа была радикально повреждена первородным грехом, не способен сопротивляться ни удовольствиям сладострастия, ни радостям благодати, и потому творит добро или зло вследствие непреодолимого влечения, хотя и по своей собственной воле. По Янсению, Христос умер не за всех людей, а только за тех, которые предопределены к спасению. Почву для идей, выдвинутых Янсением, подготовили сочинения Михаэля Байюса
(Мишеля де Бая). Он родился в Эно в 1513, стал профессором Св. Писания в
Лувенском университете в 1552, деканом в 1570 и вице-канцлером в 1575.
Ссылаясь на авторитет Августина, Байюс выдвинул учение, затрагивающее три
главных темы: вопрос об изначальной невинности человека, о природе
первородного греха и об оправдании. Это учение обвинили в отрицании
сверхъестественных начал, и оно было осуждено Пием V в 1567 и Григорием XIII
в 1579. Байюс умер 16 сентября 1589. Янсенисты не признали себя побежденными. В 1693 Пасхазий Кенель дал
толчок новой волне полемики своим толкованием на Новый Завет, и в 1713
буллой Unigenitus папа Климент XI осудил янсенистские положения Кенеля.
Янсенистам было предписано подчиниться этой булле под страхом суровых
наказаний. В своем ордонансе архиепископ Парижский отказывал в праве на
церковное погребение тем, кто не принесет покаяния до своего смертного часа
(1752). Делу Янсения в глазах общества весьма повредили эксцессы
истерических толп, собиравшихся у могилы Франциска Парижского (1690–1727),
янсениста, которого в народе почитали как святого. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас". Литература:Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |