Яворский Стефан |
|
1658-1722 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Стефан Яворский
Яворский Стефан (1658—1722) — церковный деятель, писатель. Из мелкой украинской шляхты. После смерти патриарха Адриана (1700) стал местоблюстителем патриаршего престола. С 1701 г. — президент Славяно-греко-латинской академии. В 1721 г. при учреждении Синода назначен его президентом, но влияния на ведение церковных дел не оказывал. Один из наиболее ярких проповедников своего времени. Большую популярность ему принес трактат «Камень веры». Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 588. Яворский Стефан (в миру - Симеон Иванович) [1658, Яворов, ныне Львовской обл. УССР, - 27. 11 (8. 12). 1722, Москва], русский и украинский консервативный церковный деятель и публицист, проповедник, президент Славяно-греко-латинской академии (1701). Из мелкопоместной шляхты. Окончил Киево-Могилянскую духовную акад. (1684), учился в высших духовных уч. заведениях Вильнюса, Львова, Люблина и Познани. В 1687 вернулся в Россию, в 1689 постригся в монахи. С 1700 местоблюститель патриаршего престола. Пётр I, стремясь использовать уважение к Я. консервативных кругов рус. общества, назначил его в 1721 президентом Синода. Однако влияния на синодальные дела Я. не имел. Будучи противником преобразований Петра I, Я. в своих проповедях в иносказат. форме выступал против подчинения церкви светским властям. Эти идеи нашли отражение в трактате Я. "Камень веры" (написан в 1718, опубл. в 1728). Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Яворский Стефан (до пострижения - Симеон Иванович) (1658 - 27.XI.1722) - русский и украинский церковный деятель, публицист. Из мелкой шляхты Правобережной Украины. Окончил в 1684 году Киево-Могилянскую духовную академию, затем уехал за границу и обучался в высших духовных учебных заведениях в Вильно, Львове, Люблине и Познани, для чего временно принял униатство под именем Станислава Симона. По возвращении в 1687 году в Россию принес покаяние в отречении и был вновь принят в лоно православной церкви *, в 1689 году постригся в монахи. Преподавал в Киево-Могилянской академии, позднее стал ее профессором и префектом. В апреле 1700 года был назначен митрополитом рязанским и муромским, а после смерти в том же году патриарха Адриана - местоблюстителем патриаршего престола. С 1701 года Яворский - президент Славяно-греко-латинской академии в Москве. Петр I высоко ценил Яворского, особенно за его ораторский талант. Яворский сначала поддерживал государственные преобразования Петра, но в связи с церковными реформами стал выступать против. В 1721 году Яворский был назначен президентом Синода, так как Петр I хотел использовать уважение к Яворскому консервативных кругов русского общества. Влияния на синодальные дела Яворский не имел, они решались сторонниками Петра I - вице-президентами Ф. Прокоповичем и Ф. Яновским. Яворский стал противником преобразований Петра I, но выступал чаще всего в скрытой форме, иносказательно, против подчинения церкви светским властям. Наиболее ярко Яворский выразил свои взгляды в богословском трактате «Камень веры» (написан в 1718 году, опубликован в 1728 году), где излагал православное вероучение, проповедовал идею предопределения всех исторических событий богом и отстаивал приоритет церкви над светской властью. Трактат содержал полемику против протестантизма. Яворский был ярким проповедником. А. Н. Дьячков. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976. Примечания «ХРОНОСа» * — «…принял униатство под именем Станислава Симона. По возвращении в 1687 году в Россию принес покаяние в отречении и был вновь принят в лоно православной церкви…» — Такие метания Яворского трудно понять вне контекста смены структуры и ритуальности Русской православной церкви. По сути дела, в описываемый цитируемой статьей исторический период существовало три крупных русских христианских центра кристаллизации религиозной веры: 1. Старая церковь, названная позже старообрядческой, являвшейся исконной русской религиозной организацией. 2. Реформированная в основном выпускниками Киево-Могилянской академии – под новые задачи правящего класса Российской империи – церковь, наследницей которой является нынешняя РПЦ. 3. Униатская церковь, созданная по инициативе Ватикана и служащая как бы негативным фоном, на котором совершалась замена Старой церкви на Реформированную. Политическая роль униатов была вполне стандартной. Аналогичным образом в политической системе послевоенной (1945) Западной Германии для правящей ХДС / ХСС полезна была небольшая неонацистская партия, чтобы правящая не казалась избирателя совсем уж правой. Литература:Самарин Ю. Ф., Стефан Яворский и Феофан Прокопович, Соч., т. 5, М., 1880; Тихонравов Н. С., Московские вольнодумцы начала XVIII в. … Соч., т. 2, М., 1898; Маслов С. И., Библиотека Стефана Яворского, "Чтения в историческом обществе Нестора летописца", 1914, кн. 24, в. 2; Табачников I. A., З iсторiї фiлософської думки в Києво-Могилянськiй академiї першої половини XVIII ст. (Стефан Яворський i Феофан Прокопович), в кн.: З iсторiї фiлософської думки на Українi, К., 1963. Яворский Стефан (1658 - 1722, Москва) - церковный деятель, публицист. Род. в небогатой дворянской семье. Как записано в краткой биографии Яворского, приложенной к его сочинениям, "вдан бысть в научение книжное от юности своея еще в Польше". После переселения семьи на Левобережную Украину, к-рая вошла в состав России, Яворский отправился в Киев. В 1673 - 1684 обучался в Киево-Могилянской духовной коллегии. Продолжив образование в лучших учебных заведениях Королевства Польского, Яворский был вынужден отречься от православия и перейти в униатство. Возглавив церковное общество "Конгрегация пресвятой девы" в г. Вильно, Яворский вступил в конфликт с церковными верхами и порвал с католицизмом. В 1687 вернулся в Россию, публично отрекся от унии, был возвращен в лоно православной церкви и принял монашество. Стал преподавателем Киево-Могилянской коллегии, читал лекции по поэтике, риторике, философии, теологии; писал стихи, был талантливым проповедником, входил в состав различных посольств, приезжавших в Москву, где стал хорошо известен. Прочитав надгробную проповедь на похоронах полководца А.С. Шеина, понравился Петру I, решившему сделать одаренного монаха своим помощником и единомышленником. В 1700 Яворский был назначен рязанским и муромским митрополитом, а после смерти патриарха Адриана Петр I поручил Яворскому выполнять обязанности местоблюстителя патриаршего престола. Активный участник общественно-полит, жизни страны, Яворский в проповедях обосновывал и поддерживал реформы в армии и на флоте, приветствовал строительство дорог и каналов, развитие промышленности, расширение торговли. В 1701 Яворский был назначен президентом Славяно-греко-латинской академии и провел реорганизацию этого учебного заведения по образцу западноевропейских ун-тов. При академии им был создан театр. Яворский принимал участие в работе Моск. типографии, был одним из издателей научных словарей, учебных пособий, автором вступительных статей и примечаний к церковным книгам. Однако Яворский не принял политику Петра I по отношению к церкви; был против притеснений православных служителей культа и веротерпимости. В написанном в 1718 сочинении "Камень веры" отстаивал "чистоту" православия. Использовав авторитет Яворского в консервативных кругах рус. общества и убедивего подписать "Духовный регламент" Ф. Прокоповичи, обосновавший и узаконивший идею замены патриаршей формы церковного управления синодальной, Петр I в 1721 назначил Яворского председателем Синода. Тяготящийся этой должностью и тяжелобольной, Яворский вскоре умер. В силу противоречивости воззрений Яворского его наследие использовали как сторонники религиозно-идеологического направления, так и сторонники европеизации России. Его лит. произведения послужили одним из источников философских воззрений славянофилов; теологические труды оказали влияние на деятелей Рус. православной церкви. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Стефан Яворский [1658, местечко Явор под Львовом, Украина – 27 ноября (8 декабря) 1722, Москва] – русский церковный и государственный деятель, крупнейший представитель западнорусской философской школы. Будущий митрополит родился в православной семье, получив при крещении имя Симеон. Впоследствии родители, не желая переходить в униатство, переселились в Нежин. Как философ сформировался в Киево-Могилянской академии, где обучался непосредственно у Варлаама Ясинского, и иезуитских школах Лемберга (Львова), Познани. В Киевской академии получил звание префекта, произведен в игумены Киево-Николаевского монастыря. Речь, произнесенная Стефаном Яворским на похоронах фельдмаршала Шеина, произвела впечатление на Петра I, по настоянию которого он в 1700 был посвящен в митрополита Рязанского и Муромского. С 1702 занимал посты администратора, блюстителя, викария и екзарха Московского Патриаршего Престола, по учреждении Св.Синода (1721) был сделан его президентом. Основное философское сочинение Стефана Яворского – «Философское состязание» (лекционный курс, прочитанный в Киево-Могилянской академии в 1693–94), в котором суммированы основные идеи т.н. второй схоластики. Во-первых, это признание материи и формы в качестве равноценных принципов природных вещей, в отличие от томизма, абсолютизировавшего значение формы. Форма, понимаемая как идея и возможность предмета, рассматривается Стефаном Яворским как существующая в самой материи и зависящая от нее. «Общим субъектом» всех изменений, присутствующим в каждом предмете и обусловливающим «взаимный переход подлунных тел», является сотворенная Богом первоматерия. Во-вторых, это идея о несводимости бытия вещи ни к форме, ни к материи. Отсюда акт и потенция рассматриваются не как две отдельные реальности, но как два аспекта конкретной вещи. В-третьих, для Стефана Яворского различие между сущностью и существованием имеет место не в действительности, а лишь в понятиях. В-четвертых, он, как умеренный номиналист, утверждает примат единичного перед универсальным, считая, что «универсальное является ничем или вторичным». Отсюда делается вывод о том, что предметом познания служит конкретное бытие вещей. Одним из методологических оснований философских взглядов Стефана Яворского выступает теория «двух истин». Приверженность западнорусской богословской традиции (представителей которой в России называли «пестрыми», считая их уже не православными, но еще не католиками) выражена в сочинении «Камень веры» (впервые полностью опубликовано в 1728). Эту традицию отличало, во-первых, значительное по сравнению с византийской традицией расширение предмета богословия, включающего все проявления Божества в мире, в силу чего предмет философии значительно сужался. Во-вторых, Стефан Яворский считал, что между философией и богословием не должно существовать промежуточных дисциплин. В 18 в. такое понимание соотношения философии, метафизики и богословия легло в основу программ русских православных школ. Для его социальных взглядов характерно признание прав царя на верховную власть в государстве, которое должно обеспечить общее благо всех подданным. Стефану Яворскому принадлежит заслуга распространения просветительских идей в русском обществе, а также подготовка образованных кадров служителей Православной Церкви. А.В. Панибратцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 638. Стефан Яворский (1658, местечко Явор под Львовом, Украина - 27.11(8.12).1722, Москва) - церковный и государственный деятель, митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола (1702), первый президент Святейшего Синода (1721), крупнейший представитель западнорусской богословско-философской школы. Взгляды Стефана Яворского сформировались в Киево-Могилянской академии и иезуитских школах Львова, Люблина, Познани и Вильно. Традиции киевских и польских школ 2-й половине XVII века определили характер наиболее пространного философского сочинения Стефана Яворского - его лекционного философского курса «Философское состязание», прочитанного в Киево-Могилянской академии в 1693-1694 годы. Содержание данного курса раскрывается в идеях так называемой второй схоластики, получившей распространение в католических школах в период Контрреформации как разновидность рационализированного теизма. Стефан Яворский суммировал основные идеи этого направления. Во-первых, это признание материи и формы в качестве равноценных принципов природных вещей, в отличие от томизма, абсолютизировавшего значение формы. Форма, понимаемая как идея и возможность предмета, рассматривается Стефаном Яворским как существующая в самой материи и зависящая от нее, причем материя но своей природе испытывает тяготение к различным формам. Предметный мир непрерывно изменяется в результате антагонизма между формами, реализовавшими себя в союзе с материей, и формами, существующими потенциально. «Общим субъектом» всех изменений, присутствующим в каждом предмете и обусловливающим «взаимный переход подлунных тел», является сотворенная Богом первоматерия. Во-вторых, это идея о несводимости бытия вещи ни к форме, ни к материи. Отсюда акт и потенция рассматриваются не как две отдельные реальности, но как два аспекта конкретной вещи. В-третьих, для Стефана Яворского различие между сущностью и существованием имеет место не в действительности, а лишь в понятиях. Эта идея противопоставляется томистскому утверждению о совпадении сущности и существования только в Боге, но не в его творениях. В-четвертых, Стефан Яворский как умеренный номиналист утверждает примат единичного перед универсальным, считая, что «универсальное является ничем или вторичным». Отсюда вывод о том, что предметом познания является конкретное бытие вещей и что в процессе познания, понимаемого как раскрытие причин, на основе абстрагирования образуются общие понятия. Одним из методологических оснований философских взглядов Стефана Яворского являлась теория «двух истин» (религиозного и философского знания). Одним из первых в русской церкви Стефан Яворский понял, что начавшаяся в России секуляризация представляла собой перенос религиозных идей в светскую сферу, являлась основанием той религиозной культуры, которая не была связана с наращиванием и актуализацией сугубо мистического опыта и могла существовать вне церкви. На характере философских взглядов Стефана Яворского не могла не сказаться его приверженность западнорусской богословской традиции. Ее развитие в XVII-XVIII века можно представить как движение в культурно-историческом поле, напряжение в котором задают два полюса - латинство и византизм. Предстаетелей этой традиции в России называли «пестрыми», т. е. считали их уже не православными, но еще не католиками. Философские принципы этой богословской школы выражены в его основном богословском сочинении «Камень веры» (впервые полностью опубликовано в 1728 году). К ним относится, во-первых, значительное по сравнению с византийской традицией расширение предмета богословия. Стефан Яворский не ограничивал этот предмет Богом в Себе, но, как это было принято в католических теологических доктринах, включал в него все проявлении Божества в мире, в силу чего сфера предмета философии значительно сужалась. Во-вторых, Стефан Яворский считал, что между философией и богословием не должно быть метафизики в качестве промежуточной и автономной структуры: часть метафизических проблем переводилась в разряд богословских, другая сводилась к проблемам моральной философии. В XVIII веке подобное понимание соотношения философии, метафизики и богословия стало доминирующей основой учебных программ русских православных школ. Для взглядов Стефана Яворского на общественные отношения характерно традиционное признание нрава царя на верховную власть в государстве, вместе с тем он вносил определенные коррективы в эту позицию. Государство, по его мнению, должно прежде всего обеспечить общее благо всем подданным, разделенным на четыре сословия, причем основная тяжесть налогов надает на крестьян, мещан, ремесленников и купцов. Следуя духу времени, Стефан Яворский отдавал предпочтение личным заслугам перед знатным происхождением. Он полагал, что высшее и низшее сословия, повинуясь властям, должны в то же время заботиться об общем благе. Немало ярких страниц он посвятил осуждению общественного неравенства и порождаемых им пороков: аристократической роскоши, лености, распущенности, нищеты и т. п. Однако надежды на избавление от несовершенного земного существования Стефан Яворский связывал в конечном счете с обретением Царства Божия. Если рассматривать деятельность Стефана Яворского на ниве русской культуры в целом, то нельзя отрицать его влияния на распространение просветительских идей в современном ему обществе, а также его заслуг в подготовке образованных кадров служителей церкви. В. В. Аржанухин, А. В. Панибратцев Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 610-611. Сочинения: Проповеди. Ч. 1-2. М., 1804; Неизданные проповеди Стефана Яворского. Спб., 1867; Риторическая рука. Спб., 1878. Литература: Самарин Ю. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Соч. М., 1880. Т. 5; Введенский С. Н. К биографии митрополита Стефана Яворского. Спб., 1912; Морем И. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского. Спб., 1904; Ничик В. М. Из истории отечественной философии кон. XVII - нач. XVIII века. Киев, 1978; Закара И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII - XVIII веков (Стефан Яворский). Киев, 1982. Стефан Яворский, митрополит (1658—27.11[8.12].1722), церковный и государственный деятель, крупнейший представитель западно-русской философской школы, духовный писатель. Родился в м. Явор под Львовом в православной семье, получив при крещении имя Симеон. Впоследствии родители, спасаясь от униатских поползновений польской короны, переселились в Нежин. Как философ сформировался в Киево-Могилянской академии, где обучался непосредственно у Варлаама Ясинского, и в иезуитских школах Лемберга (Львова), Познани. В Киевской академии достиг звания префекта, затем был произведен в игумены Киево-Николаевского монастыря. Речь, произнесенная Стефаном на похоронах фельдмаршала Шеина, произвела впечатление на Петра, по настоянию которого он в 1700 был посвящен в митрополита Рязанского и Муромского. С 1702 занимал посты администратора, блюстителя, викария и экзарха Московского Патриаршего Престола, по учреждении Св. Синода (1721) был назначен президентом последнего. Традиции киевских и польских школ 2-й пол. XVII в. определили характер основного философского сочинения Стефана «Философское состязание», прочитанного в Киево-Могилянской академии в 1693—94. В этом сочинении Стефан суммировал основные идеи Второй схоластики. Во-первых, это признание материи и формы в качестве равноценных принципов природных вещей, в отличие от томизма, абсолютизировавшего значение формы. Форма, понимаемая как идея и возможность предмета, рассматривается Стефаном как существующая в самой материи и зависящая от нее. «Общим субъектом» всех изменений, присутствующим в каждом предмете и обусловливающим «взаимный переход подлунных тел», является сотворенная Богом первоматерия. Во-вторых, это идея о несводимости бытия вещи ни к форме, ни к материи. Отсюда акт и потенция рассматриваются не как 2 отдельные реальности, но как 2 аспекта конкретной вещи. В-третьих, для Стефана различие между сущностью и существованием имеет место не в действительности, а лишь в понятиях. В-четвертых, Стефан, как умеренный номиналист, утверждает примат единичного перед универсальным, считая, что «универсальное является ничем или вторичным». Отсюда вывод о том, что предметом познания является конкретное бытие вещей. Одним из методологических оснований философских взглядов Стефана являлась теория «двух истин» (религиозного и философского знания). На философских взглядах Стефана не могла не сказаться его приверженность западно-русской богословской традиции. Представителей этой традиции в России называли «пестрыми», считали их уже не православными, но еще не католиками. Философские принципы данной богословской школы выражены в сочинении «Камень веры» (впервые полностью опубликовано в 1728). К ним относится, во-первых, значительное по сравнению с византийской традицией расширение предмета богословия. Стефан не ограничивал этот предмет Богом в Себе, но включал в него все проявления Божества в мире, в силу чего предмет философии значительно сужался. Во-вторых, Стефан считал, что между философией и богословием не должно существовать промежуточных дисциплин. В XVIII в. такое понимание соотношения философии, метафизики и богословия легло в основу школьных программ. Социальные взгляды Стефана Яворского новаторством не отличались. Он признавал права царя на верховную власть в государстве, которое, по его мнению, должно обеспечить общее благо всем подданным. Надежды на избавление от несовершенств земного существования Стефан связывал с обретением Царства Божия. Если Феофан Прокопович подверг идеологическому уничтожению параллелизм светской и духовной власти, который в н. XVIII в. влачил хотя бы теоретическое существование в умах князей Церкви и православного населения, то Стефан сделал все возможное, чтобы этот параллелизм сохранился в сознании русского общества. Рассматривая деятельность Стефана на ниве русской культуры в целом, ему следует вменить в заслугу подготовку образованных кадров служителей Православной церкви. Панибратцев А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Сочинения:Проповеди. Ч. 1—2. М., 1804; Неизданные проповеди Стефана Яворского. СПб., 1867; Риторическая рука. СПб., 1878. Литература:Самарин Ю. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Соч. Т. 5. М., 1880; Захара И.С. Борьба идей в философской мыслин а Украине на рубеже XVII - XVIII вв. (Стефан Яворский). Киев, 1982. Самарин Ю. Ф., Стефан Яворский и Феофан Прокопович, Соч., т. 5, М., 1880; Табачников I. А., 3 icтopi'i фiлософськоi думки в Киево-Могилянськш академп першо! половини XVIH ст., в кн.: 3 icтopii фiлософськоi думки на Украiнi, Кiив, 1963.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |