Вернер Хайнц |
|
1890-1964 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Хайнц ВернерВернер (Werner) Хайнц (1890-1964) — австро-американский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий но своим взглядам к Г. Кафке. Биография. В 1914 г. защитил в Венском университете докторскую диссертацию. В 1926 г. в Гамбурге ему было присвоено звание профессора, с 1933 г. он читал гостевые лекции в различных американских университетах (Мичиган, 1933; Кембридж, 1936), с 1944 г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 г. — в Университете Кларка в Вустере. Исследования. Вернер принадлежал к пионерам сравнительной психологии. По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т. е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии, в патопсихологии и в психологии народов. Развитие всех форм жизни понималось им как осуществление «ортогенетического закона», в соответствии с которым саморазвивающаяся система переходит от состояния относительной размытости, неопределенности и малой дифференцированности к состоянию большей четкости, дифференциации, связи и иерархической интеграции. В силу этого если речь идет о развитии ребенка, то современное общество предстает лишь частным фактором, провоцирующим развертывание изначально присущих ребенку имманентных, психологических структур (Comparative Psychology of Mental Development. N. Y., 1957). Пытался использовать данный закон в кросскультурных исследованиях, прежде всего в изучении процесса образования понятий. По мнению Вернера, в мышлении как «примитивного» человека, представители традиционного общества где нет письменности, гак и неполноценного человека или ребенка есть схожие структурные элементы: характерным является недифференцированность, синкретичность мышления, которое осуществляется по тину «комплексов» (отдельные, актуально воспринимаемые и поэтому часто случайные признаки стойко объединяются в единый образ, мышление не отделено от восприятия, эмоций и действий, нет различения субъекта и объекта, используются лишь конкретные способы классификации). При этом современный человек, в сравнении с «примитивным», позже достигает зрелости, но его интеллектуальное развитие продолжается значительно дольше, а не останавливается на ранних этапах. Вернер проводил также исследования развития восприятия и речи, в частности изучал процесс переключения ориентировки детей с формы предмета на его цвет. В рамках отечественной психологии искусства нашла признание идея Вернера о так называемом «физиогномическом восприятии», которое на ранних этапах развития психики ребенка привносит во взаимодействие между ним и объектом динамический аспект, когда движущийся объект воспринимается как «одушевленный» (Ямпольский М. Демон и Лабиринт (диаграммы, деформации, мимесис) Новое литературное обозрение: Научное приложение. М., 1996. Вып. VII). Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 93-94.
Сочинения:Urspunge der Metapher. Leipzig, 1919; Grundfragen der Intensitatspsychologie. 1922; Einfuhrung in die Entwicklungspsychologie. Leipzig, 1926; Das Problem des Empfindens und die Merhoden seiner experimentellen Prufung // Zeitschrift fur Psychologie. 1930,N 114; Grundfragen der Sprach-physiognomik. Leipzig: Barth, 1932; Pathology of figure-background relation in the child (et Strauss A. A ) //Journal of Abnormal and Social Psychology. 1941. N 36: Impairment in thougth processes of brain-injured children (совм. с Strauss A. A.) // American Journal of Mental Deficiency. 1943. N 47; Sensory-tonic field theory of perception (совм. с Wapner S.) // Journal of Personality. 1949. N 18; The development approach to cognition: its relevance to the psychological interpretation of anthropological and ethnolinguistic data (совм. с Kaplan B.) // American Anthropologist. 1956. N 58; The concept of development from a comparative and organisinic point of view // Harris D. B. (Ed.) The Concept of Development. Minneapolis, 1957; Perceptual Development. 1957; Symbol Formation (совм. с В. Kaplan) 1963; Intermodale quantit.aeten (synestesien) // Handbuch der Psychologie in 12 Bd В. 1, 1966. Литература:X. Вернер // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |