Макс Вебер |
|
1864-1920 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Макс Вебер
Вебер (Weber), Макс (21.IV.1864 - 14.VI.1920) - немецкий социолог, историк, философ; экономист и политик, оказавший большое влияние на буржуазную идеологию в области общественных наук и политической мысли. Профессор в Берлине (с 1893), Фрейбурге (с 1894), Гейдельберге (1897-1903), Мюнхене (с 1919). Политическая деятельность Вебер начал в 90-х годах. Сущность его социально-политического кредо сводилась к признанию невозможности оставлять политическое руководство Германией в руках прусского юнкерства и к необходимости создания рабочей аристократии, способной не только предотвратить революционные выступления трудящихся, но и участвовать в руководстве государством в целях достижения Германией мирового могущества. Вебер был ревностным сторонником германской империалистической экспансии, однако считал, что из-за ошибок Вильгельма II и его советников Германия вступила в 1-ю мировую войну в неблагоприятной для нее международной обстановке; в целях предотвращения военного разгрома германского империализма настаивал (с 1915 года) на достижении соглашения со странами Антанты. По мере нарастания революционного кризиса в Германии Вебер считал все более неотложным проведение политических реформ, резкое ограничение императорской власти. Пропагандировал идею союза империалистов Германии и Антанты для уничтожения Советского государства. С началом Ноябрьской революции 1918 года в Германии Вебер развернул активную деятельность, направленную на спасение капиталистического строя; принимал участие в качестве эксперта в создании Веймарской конституции; добивался наделения президента чрезвычайными полномочиями и его независимости от рейхстага. С начала 1900-х годов Вебер выдвинулся как виднейший теоретик неокантианства в области методологии общественных наук. Вебер пытался создать целостную методологию изучения общественной жизни, способную, по его мнению, противостоять историческому материализму. Исходным принципом методологии Вебера было отрицание материалистической теории отражения. Все понятия социальных наук, по Веберу, - лишь конструкции, созданные в процессе познания для упорядочения и систематизации безбрежного хаоса разнородных явлений; научные понятия вырабатываются в соответствии с теми культурными ценностями, которые считаются важными в данном обществе. В отличие от Г. Риккерта, Вебер считал общие понятия в истории неустранимыми, они - средство для понимания и оценки исторических фактов. Но такие понятия для Вебера - лишь идеальные типы, своего рода масштабы, логические утопии, лишенные конкретно-исторического содержания. К идеально типичным понятиям Вебер относил такие категории, как государство, капитализм, феодализм, демократия и т. д. При помощи теории идеальных типов Вебер стремился изгнать из методологии общественных наук идею о закономерном характере исторического развития. Классовый смысл методологических изысканий Вебера особенно ярко проявился в его социологических и исторических работах: "Протестантская этика и дух капитализма" ("Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus"), "Протестантские секты и дух капитализма" ("Die protestantischen Sekten und der Geist des Kapitalismus"), "Хозяйственная этика мировых религий" ("Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen"), "Хозяйство и общество" ("Wirtschaft und Gesellschaft"). Рассматривая капитализм как идеально-типичное понятие, основным признаком которого является "капиталистический дух", выступающий в виде стремления к рентабельности, прибыльности и рациональной организации производства, Вебер "обнаруживал" капиталистическую экономику в самые различные исторические эпохи. Появление современного капиталистического общества было обусловлено, по мнению Вебера, прежде всего развитием в идеологии западно-европейских средневековых сект норм хозяйственной этики, наиболее полно выражающей "капиталистический дух", возникнув, таким образом, из религиозного источника, "капиталистический дух" был затем в условиях Европы 16-17 веков практически применен своими носителями (представителями различных течений протестантизма) при организации новых форм производства. Европа стала родиной современного капитализма, по мнению Вебера, главным образом потому, что из всех мировых религий лишь западноевропейское христианство создало идеологию хозяйственной деятельности, вполне адекватную капиталистическому духу. Изображая капитализм как самую совершенную форму экономической деятельности, Вебер утверждал, что в современном мире ведущая роль должна принадлежать капитализму стран "западного мира", так как это якобы предопределено уже самим происхождением современного капитализма. Взгляды Вебера, пронизанные апологией капиталистического строя, получили широкое распространение среди современных идеологов буржуазии в ФРГ, США, Англии. А. И. Данилов. Томск. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963. Сочинения: Ист. очерк освободит. движения в России и положение бурж. демократии, пер. с нем., К., 1906; История х-ва, пер. с нем., P., 1923; Город, пер. с нем., P., 1923; Агр. история Древнего мира, пер. с нем., M., 1925; Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, 2 Aufl., Bd 1-3, Tübingen, 1922-23; Gesammelte politische Schriften, Münch., 1921; Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre, Tübingen, 1922, 2 Aufl., 1951; Wirtschaft und Gesellschaft, Tübingen, 1921-23; Wirtschaftsgeschichte, 3 Aufl., B., 1958; Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tübingen, 1924. Литература: Ленин В. И., Доклад о революции 1905 г., Соч., 4 изд., т. 23, с. 243; Неусыхин А., "Эмпирич. социология" Макса Вебера и логика ист. науки, "Под знаменем марксизма", 1927, No 9, 12; Данилов А. И., Нем. бурж. историки "либерального направления" во время 1-й мировой войны и революции 1918-19 гг. "ННИ", 1958, No 5; его же, Проблемы аграр. истории раннего средневековья в нем. историографии кон. XIX - нач. XX вв., (М., 1958); Кон И. С., Философский идеализм и кризис бурж. историч. мысли, M., 1959; Naumann R., Theorie und Praxis des Neoliberalismus, B., 1957; Horn I. H., Religion und Gesellschaft, Beiträge zur Kritik der gegenwärtigen bürgerlichen Geschichtsphilosophie, В., 1958; Schelting A., Max Webers Wissenschaftslehre, Tübingen, 1934; Henrich D., Die Einheit der Wissenschaftslehre Max Webers, Tübingen, 1952; Bergstraesser A., Max Webers Antrittsvorlesung in zeitgeschichtlicher Perspektive, "Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte", 1957, Jg 5, H. 3; Schieder Th., Das Verhältnis von politischer und gesellschaftlicher Verfassung und die Krise des bürgerlichen Liberalismus, "Hist. Z.", 1954, No 19. Вернуться на главную страницу М. Вебера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |