Макс Вебер |
|
1864-1920 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Макс Вебер
Вебер (нем. Weber), Макс (Максимилиан Карл Эмиль) (21.04.1864, Эрфурт — 14.06.1920, Мюнхен) — немецкий социолог, экономист, историк, либеральный политик. Оказал огромное влияние на концептуальное развитие социальных и политических наук, является одним из основоположников современной социологии. Изучал юриспруденцию, экономику, средневековую историю, философию в университетах Гейдельберга и Берлина. Докторскую диссертацию защитил в Берлинском университете. Был профессором университетов Берлина (с 1893), Фрейбурга им. Брейсгау (с 1894), Гейдельберга (1897—1903), Вены (с 1918) и Мюнхена (с 1919). В. испытывал сильное влияние со стороны неокантианства, прежде всего Г. Риккерта, исторической школы Г. Шмоллера, австрийской школы политической экономии во главе К. Менгером, принимал героический пессимизм Ф. Ницше. В первых работах «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история» (1891) намечены контуры «эмпирической социологии», тесно связанной с историей. В начале XX века написал важнейшие сочинения по методологии социальных наук. В 1905 году была опубликована «Протестантская этика и дух капитализма», в 1906 году — работы о России: «Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии», «Переход России к мнимому конституционализму», напечатанные в «Архиве социальной науки и социальной политики» (Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik), редактором которого Вебер являлся вместе с В. Зомбартом и Э. Яффе. В этих сочинениях Вебер разделял протестантское понимание свободы как свободы выбора и полагал, что без разрыва с традицией укоренение свободы в России невозможно. Вебер попытался создать целостную методологию изучения общества. На основе учения Г. Риккерта о понятиях разработал теорию идеального типа, который представляет собой «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Она необходима, чтобы выявить действительные казуальные связи и оценить исторические факты. Как в естествознании идеальная модель конструируется в качестве инструмента для познания природы, так и идеальный тип — это инструмент для познания исторической реальности, масштаб для соотнесения с эмпирической реальностью. Идеальными типами являлись, по его мнению, «экономический обмен», «экономический человек», «религия», «церковь», «христианство», «средневековье», «городское хозяйство», «капитализм». При конструировании идеального типа мысленно выделяются элементы действительности, но они берутся из самой действительности, это те элементы, которые представляются типическими. Понятие идеальный тип вводится в первых работах Вебера по естествознанию. Он выделял «чистые» идеальные типы (например, модели господства) и «генетические», которые отличаются по степени общности. «Генетический» тип локализован во времени и пространстве. Ученый использовал идеально-типические принципы при объяснении формирования капитализма, который связывал с «капиталистическим духом», рожденным в эпоху Реформации, когда появляется протестантизм и, по его мнению, зарождается свобода. Зрелый капитализм объективирует эту свободу в формальные и бюрократические структуры, и капитализм перестает быть способом свободного решения личности. Но свободе требуется также творческое напряжение, благодаря которому Запад являлся классической манифестацией свободы выбора и самостоятельности действия. В. исследовал связь хозяйства и религии в работе «Хозяйственная этика мировых религий». В изданном уже после его смерти труде «Хозяйство и общество» (1922) описывал процесс развития индустриального общества как «расколдовывание мира», который, с одной стороны, дает человеку возможность властвовать над окружающей средой, но с другой стороны, порождает элементы новой зависимости. В социальной структуре общества Вебер выделял статусные группы, связанные с социальным престижем и особым стилем жизни, а также группы власти, выражением которых являются политические партии. Разработал теорию бюрократии, авторитета, власти. Определил формы перспективного вектора развития исследовательских практик, полагая, что в условиях специализации классический немецкий университет не соответствует запросам развития науки, она должна развиваться в рамках специальных научных обществ. Вебер является также основоположником социологии музыки. В системе ценностей Вебера главную роль играли нация, власть, культура. Он поддерживал колониальную политику Германской империи. Накануне Первой мировой войны Вебер был убежден, что Германия обязана вступить в борьбу со странами Антанты за утверждение своего положения в мире в качестве великой державы и для того, чтобы противодействовать разделению мира между «англосаксонской конвенцией» и «русской бюрократией». С 1915 года, предвидя огромные экономические трудности для Германии, выступал за скорейшее завершение войны. Не был принципиальным противником аннексий в Первой мировой войне, но после вступления в войну Италии относился с осторожностью к аннексионистской программе Германии, а в конце вооруженного конфликта противодействовал ей. Также выступал против подводной войны, полагая, что вступление США в вооруженный конфликт сделает катастрофу Германии неизбежной. Выступал за утверждение принципа ответственности министров перед рейхстагом, принял активное участие в создании Веймарской республики, являлся наряду с Гуго Пройсом, одним из авторов Веймарской конституции. Н. В. Ростиславлева. Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 552-553. Сочинения: Аграрная история древнего мира. М., 2001; Биржа и биржевые сделки. СПб., 1897; Избранные произведения. М., 1990; Избранное. Образ общества. М., 1994; Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии. Киев, 1906; История хозяйства. Город. М., 2001; Переход России к псевдоконституционализму // Он же. О России. М., 2007; Политические работы. М., 2003; Gesamtausgabe. 24 Bde. Tübingen, 1984—2014. Литература: Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера. М., 2007; Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социологи Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991; Козер Л. А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М., 2006; Моммзен В. Макс Вебер и историческая наука // Новая и новейшая история. М., 1990. № 4; Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992; Ростиславлева Н. В. Дискурсы свободы в восприятии Максом Вебером России в 1905—1906 гг. // Диалог со временем. М., 2013. Вып. 45. С. 88—104; Ее же. Макс Вебер в годы Первой мировой войны // Вестник РГГУ. Исторические науки. Всеобщая история. М., 2014; Kaesler D. Max Weber. München, 2011; Kaube J. Max Weber. Ein Leben zwischen den Epochen. Berlin, 2014; Max Weber in der Welt. Rezeption und Wirkung. Bearbeiten von M. Kaiser und H. Rosenbach. Tübingen, 2014; Radkau J. Max Weber. Die Leidenschaft des Denkens. München, 2013. Вернуться на главную страницу М. Вебера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |