Макс Вебер |
|
1864-1920 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Макс Вебер
Вебер (Weber) Макс (21. 4. 1864, Эрфурт, - 14. 6. 1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Проф. в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности В. очень широк: аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология обществ, наук. В целом для творчества В. характерна эволюция от историкоэкономич. проблематики к вопросам общей социологии. В. испытал значит, влияние позитивизма, неокантианства, философии жизни. Филос. позиция В. представляет собой попытку синтеза позитивных, с точки зрения В., положений этих теорий, гл. обр. кантианства с нек-рыми элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей методологии истории В. Дилыпея и идиографизма Г. Риккерта, в теории социологич. познания В. придавал большое значение единству принципа причинности и теории "понимания". Задача социологии, по В., дать "понимание", интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. В. даёт типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. В методологии социальных наук В. выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных ист. явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов В. ставит важные вопросы соотношения эмпирич. и теоретич. уровней познания, пытается дать анализ процесса образования науч. абстракций. В свете логики науки процесс конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом - с идеальной моделью. Однако в гносеологич. аспекте идеальный тип В. является идеалистич. интерпретацией модели и процесса её создания. Свои методологич. принципы В. применил в теории происхождения "современного зап. -европ. капитализма". На основе сравнит, анализа в ряде работ ("Протестантская этика и дух капитализма", 1904, и др. ) "хозяйств, этики" различных религий (протестантизма, конфуцианства, буддизма и др. ) В. утверждал, что капитализм мог возникнуть впервые только на Западе вследствие распространения здесь протестантизма и в особенности кальвинизма, "хозяйственная этика" к-рого, по В., наиболее соответствовала "духу капитализма". Решая вопрос о взаимодействии религ. идеологии и со-циальноэкономич. структуры общества, В. пытался "преодолеть" марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоят, активной силой, определяющей возникновение капитализма. В своей теории социальной структуры В. наряду с классами выделял статусные группы, связанные с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти, наиболее чётким выражением к-рых он считал политич. партии. По В., статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества. В. принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти. В. оказал значит, влияние на развитие совр. бурж. социологии. Будущее капитализма В. рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистич. преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию зап. капитализма. С позиций национал-либерализма В. критиковал внеш. и внутр. политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского режима бурж. парламентарной республикой. P. П. Девяткова. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Вернуться на главную страницу М. Вебера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |