Вышеславский Леонид Николаевич |
|
1914-2002 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Леонид Николаевич ВышеславскийВышеславский Леонид Николаевич [5(18).3.1914, Николаев - 27.12.2002, Киев] — прозаик, литературовед. Отец — инженер, преподаватель Николаевского кораблестроительного института им. адмирала Макарова. Мать окончила Мариинскую гимназию в Николаеве. Род Вышеславских древний. Дед — выходец из дворянского рода, участник боев под Плевной в 1877. Бабушка по отцовской линии украинка, уроженка Одессы, во время русско-турецкой войны была сестрой милосердия. Большое воздействие на формирование Вышеславского в детстве и юности оказал дедушка, священник Успенского монастыря на Большом Фонтане в Одессе, а также митрополит Одесский Ювеналий. Вышеславский с детства хорошо знал церковную службу, ее обряды и поэзию. Немалую роль сыграл и учитель сельской школы Ф.Н.Остапенко — последователь философа и поэта Григория Сковороды, ставшего на всю жизнь духовным ориентиром для Вышеславского. Плодотворное воздействие на формирование будущего поэта имела мать, именно она первоначально познакомила своего сына с русской классической литературой. А свою бабушку Евридику Митрофановну Цицильно (по национальности гречанка) он сравнивал с няней Пушкина и с бабушкой Горького — через нее входил в его сознание украинский и молдавский фольклор. Знание этого пласта культуры впоследствии обогатило творчество Вышеславского, много сил отдавшего переводам с украинского и молдавского. Эти знания, большей частью изустные, были подкреплены в доброжелательном кругу профессиональных поэтов, среди которых Вышеславский благодарно вспоминает Майка Иогансена, Миколу Хвильового, Володимира Соссюру, Павло Тычину, Миколу Бажана, а Николая Николаевича Ушакова чтит как своего учителя. Учась в школе, Вышеславский увлеченно занимался естествознанием и астрономией, что впоследствии сказалась в его поэзии. Стихи Вышеславский начал писать в детстве. Характерно его стихотворение 1925 «Природа»: в нем есть строка, предвосхищающая его будущее понимание мира и отчасти объясняющая истоки его философской поэзии: «Вся Вселенная полна разума / Все мерцает и движется в ней». Через много лет в автобиографической заметке «Мой путь» Вышеславский написал: «В моей жизни доминирующую роль играла наука. Прежде всего — естествознание... И первые мои стихи были о природе, о звездах, о мироздании. Это — естественная область моих поэтических устремлений». В детстве большое влияние оказал на него поэт Г.Петников, человек, близкий в свое время к Велемиру Хлебникову. По-видимому, от него и приобрел Вышеславский страстное увлечение Вл. Маяковским. Г.Петников называл себя, уподобляясь В.Хлебникову, «Предземшара №2», а перед смертью завещал этот странный пост Вышеславского, который стал «Предземшара №3». В Харькове после окончания школы Вышеславский занимался в литературной студии и одновременно работал в литейном цехе Харьковского электромеханического завода. Первая публикация Вышеславского — стихотворение о заводской жизни «Ударная ночь» в харьковском журнале «Красное слово» (1931. № 3). Стихи Вышеславского тех лет имели в основном «производственную» тематику. Уроки поэтического мастерства давали заводским поэтам приезжавшие из Москвы Н.Асеев, С.Кирсанов, И.Сепьвинский, И.Уткин. В 1933, окончив рабфак, Вышеславский несколько месяцев учился в Харьковском электротехническом институте, затем — на биологическом факультете Харьковского университета, а в 1936 стал студентом литературного факультета Киевского университета. Предвоенная поэзия Вышеславского, обращенная к современности, своими темами (революция, социализм, рабочий класс), полностью вписывается в общий жизнерадостный настрой тогдашней эпохи. Сборник «Здравствуй, Солнце!» (1938) искрится радостью и предвкушением счастья. Вышеславский сосредотачивается на светлых сторонах жизни, ее внутренний драматизм с мрачными явлениями конца 1930-х не задевает его солнечного мира. В это же время проявляется в стихах философское начало, которое впоследствии определило лицо его поэзии. В стихотворении «Закон» (1930) и «Ляду-мег» (1937), высоко оцененных Н.Асеевым и Н.Ушаковым, уже явственно предвосхищены будущие художественного решения. В Вышеславский. близок здесь не только к своему учителю Н.Ушакову, но и к Н.Заболоцкому. В конце 1930-х Вышеславский обогатился высокой филологической культурой, полученной в Киевском университете под руководством выдающихся литературоведов А.И.Белецкого и С.И.Маслова. В 1939 он стал преподавать в Киевском университете теорию литературы. В 1953 Вышеславский защитил кандидатскую диссератацию о творчестве Вл.Маяковского «Маяковский в борьбе за социализм». Превосходно зная украинский язык, литературу и фольклор, он насытил русскую поэтическую речь образностью и мелодикой украинской «мовы», а свое философское зрение изострил на сочинениях Г.Сковороды. К его образу он обращался всю жизнь во многих произведениях. Автоэпитафия Г.Сковороды, запечатленная по его завещанию на могильном камне — «Мир ловил меня, но не поймал» — является девизом и самого Вышеславского. Глубина философского постижения мира помогала ему решать темы не «иллюстративно-тематически», а обращаясь к коренным, духовным основам бытия, к чему его подготовила церковно-религиозная обстановка в детстве и отрочестве. Естественно, что эта подоснова мировоззрения и мироощущения не могла проявляться открыто и «словесно», но она изнутри инструментовала возникавшие у него стихи и сказывалась больше в мелодике, дотрагивавшейся до читательской души, и в общей ауре поэзии Вышеславского. Но в 1930-е эта особенность еще не проявлялась так целеустремленно, осознанно и даже всеобъемлюще, как это произошло в послевоенные и более поздние годы. Во время Великой Отечественной войны Вышеславский разделил все испытания народа, изведав ратный труд от начала и до Победы. На его поэзию эти годы оказали глубокое воздействие, совершенно не сравнимое со всем предшествующим жизненным и литературным опытом. Он работал в редакции газеты Южного фронта (9 армия) «Защитник Родины», написал множество корреспонденции, заметок, статей и стихов. Одними из первых удачных его стих, были «Днепр» (где возник замечательный образ-символ Днепра как «изогнутой сабли») и «Чайка». Давний интерес к биологии помог совершить Вышеславскому художественное открытие — создать поэтический символ Бумеранга: у морской чайки крылья разной длины, что помогает ей в полете совершать резкий поворот. По мысли, Вышеславский воины, претерпев отступление, вернутся по принципу бумеранга — по примеру морской чайки — обратно и обретут победу. К этому образу он вернется и накануне победы в стих. «Весна», а одну из своих книг назовет «Чайка». В авг. 1943 Вышеславский был тяжело ранен, но в 1944 вернулся в строй. В составе 1-й гвардейской армии он прошел Украину, Польшу, Германию, закончив свой ратный путь в Чехословакии. Стихотворение «Освободитель», опубликованное в газете «За нашу Победу» (2 дек. 1944), много лет спустя прочитал на конкурсе художественной самодеятельности курсант Оренбургского авиационного училища Юрий Гагарин. Впоследствии первый космонавт полностью привел это стих, в своей книге «Дорога в космос». Оказывается, дорогу в космос пролагала и поэзия. В послевоенные годы выходят сборник стихов «Подвиг мечтателей» (1949), «Молодость мира» и «Песня с Днепра» (1951), «Путями правды» (1952), «Родство» (1955), «Простор» (1956), «Единство земли» (1956), «Щедрость» (1960). Главная черта поэзии Вышеславского этих лет — резкое усиление философского начала. К книге «Звездные сонеты» (1962) написал предисл. Ю.Гагарин: «Мне очень понравились эти стихи. Это лучшее, что за последнее время я читал о космических полетах» (Звездные сонеты. С.3) Эта книга посвящена не только космосу, но прежде всего — человеческой мысли. Интеллектуальное начало, ставшее едва ли не доминирующим в поздней лирике Вышеславского, согрето теплом души, интенсивностью душевных переживаний, это не т.н. «научная поэзия», а глубокая лирика, исповедь души человека XX столетия. Но и на звездном небе есть его «личная звезда», названная астрономами «Вышеславией». Одна из книг Вышеславского так и называется — «Моя планета» (1972). Стихи Вышеславского, вошедшие в сборник «Звездные сонеты», «Садовник», «Лоно», «Мой век», отличает не только философская глубина, но и отмеченная мн. критиками и поэтами (М.Рыльский, Н.Ушаков, А.Тарковский) выверенность всех поэтических элементов, что особенно заметно в сонетах, форма которых требует ювелирной работы. Вместе с тем точность и выверенность, напоминающие скрупулезность часового мастера, не придают стиху Вышеславского ни малейшего налета рассудочности — они эмоционально, душевно открыты, в них есть исповедальность, непосредственность и лирическая нежность. Четкий рисунок, иногда и намеренная графика, не исключают чистых акварельных красок, полутонов и затушеванности,— недаром в юности Вышеславский собирался стать художником. Вышеславский занял в современной русской поэзии свое место. Это — поэт-философ, наследующий традиции русской философской лирики, но вобравший в себя и достижения украинской поэтической мысли, прежде всего Г.Сковороды, Т.Шевченко, М.Рыльского. А.И.Павловский Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 440-442. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Избранные произведения: в 2 т. Киев, 1984; Здравствуй, солнце! Киев, 1936; Чайка. Киев, 1946; Молодость мира. Киев, 1951; Марусин букет. Киев, 1953; Щедрость. Киев, 1960; Это — родина моя! Киев, 1961; Звездные сонеты. М., 1962; Садовник. М., 1968; Лоно. М., 1972; Моя планета. Киев, 1987; Наизусть: Воспоминания. М., 1989; Вышеславия — планета поэта. Киев, 1994: Фантастические события на планете Вышеславия. Киев, 1996; Лирика. Киев, 1999; Мой век. Киев, 2000. Литература:О Леониде Вышеславском. Литературно-критические материалы. Киев, 1974; Куприянов И. Леонид Вышеславский: Очерк жизни и творчества. Киев, 1984; Куприянов И.Т. Поэзия Леонида Вышеславского. Курс лекций для студентов-филологов Запорожского гос. университета. Запорожье, 1993.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |