Введенский, Александр Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Введенский, Александр Иванович

1889-1946

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Иванович Введенский

Введенский, Александр Иванович (30.08[11.09].1889, Витебск — 25.07.1946, Москва) — русский религиозный деятель, один из лидеров обновленчества, первоиерарх Московский и всех православных церквей в СССР (1941—1946). Введенский окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1914 году экстерном сдал экзамены и получил диплом Петербургской духовной академии, 27 августа 1914 года рукоположен во пресвитера епископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), был полковым священником во время Первой мировой войны. С 1 сентября 1915 года служил в церкви Святых Захария и Елисаветы в Петрограде (с 1919 года — настоятель). С 7 марта 1917 года — один из организаторов и секретарь «Союза демократического православного духовенства и мирян». Был известен как яркий проповедник и оратор. Член Предпарламента. В 1921 году митрополитом Вениамином (Казанским) возведен в сан протоиерея. Был в числе священников, которые 12 мая 1922 года, прибыв к находящемуся под домашним арестом патриарху Тихону, подвергли критике его политику конфронтации с властью и настояли, чтобы он на время ареста передал свои полномочия церковного управления митрополиту Ярославскому Агафангелу. 18 мая 1922 года патриарх Тихон поручил передачу синодальных дел (канцелярии) Введенскому и священникам Евгению Белкову и Сергию Калиновскому. Они инициировали создание Высшего церковного управления во главе с патриаршим викарием епископом Леонидом (Скобеевым), а затем епископом Антонином (Грановским). 26 мая 1922 года митрополит Петроградский Вениамин объявил Введенского отпавшим от общения с церковью за самовольные действия. Это отлучение было снято епископом Алексием (Симанским) (см. Алексий I), что не предотвратило раскол. В октябре 1922 года Введенский возглавил обновленческий «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» (СОДАЦ), который был призван бороться с «буржуазной» церковностью за изначальные принципы христианства. Один из организаторов «Второго Всероссийского Поместного Священного Собора» 29 апреля — 9 мая 1923 года, на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества патриарха Тихона. Обличал само восстановление Патриаршества в Русской православной церкви (РПЦ). 19 мая был рукоположен обновленцами во епископа Крутицкого, викария Московской епархии. В это время состоял в браке, что по новым правилам не было препятствием для епископства. В 1935 году женился вторично. С 1924 года также «митрополит Лондонский и всея Европы» (попытки получить храмы в Европе успехом не увенчалась); «митрополит-апологет и благовестник истины Христовой», глава московской обновленческой епархии, профессор богословия Московской богословской академии, с 1926 года — ее ректор. Был постоянным членом обновленческого Священного Синода. В 1920-е годы активно проповедовал христианство, участвовал в публичных диспутах с атеистами, в том числе с А. В. Луначарским. Настоятель храма Христа Спасителя в Москве (до его закрытия в 1931 году); с 1931 года — храма Петра и Павла на Новой Басманной, где располагалась и обновленческая Богословская академия. С начала 1930-х годов обновленчество теряет поддержку властей. В 1934 году храм и академия закрыты. Введенский перешел в Никольский храм в Новой слободе на Каляевской улице, за ним последовала паства. В 1936 году был закрыт и этот храм, Введенский перешел в церковь Спаса во Спасской, а 2 декабря 1936 года — в церковь Пимена Великого в Новых Воротниках в Сущеве. С апреля 1940 года — заместитель Первоиерарха Московского и всех Православных Церквей в СССР. С 10 октября 1941 года, после ухода первоиерарха митрополита Виталия в бессрочный отпуск, стал первоиерархом Православных Церквей в СССР с титулом «Святейшего и Блаженнейшего Великого Господина и Отца». В конце октября 1941 года был провозглашен «Патриархом» и 4 декабря 1941 года провел «патриаршую интронизацию». Эта акция не получила поддержки обновленцев, движение которых было основано на критике патриаршества. В начале 1942 года Введенский отказался от титула «патриарха», оставшись просто первоиерархом и митрополитом. В октябре 1941 года был эвакуирован в Ульяновск. В 1942—1943 годы вел работу по восстановлению церковной жизни как обновленческой. Но в 1943 году окончательно потерял поддержку власти в связи с нормализацией отношений государства и РПЦ. Прекратилась регистрация обновленческих приходов. В июне 1945 года Введенский обратился с просьбой о приеме в юрисдикцию Московской Патриархии. В сентябре было принято решение принять Введенского мирянином и предоставить место рядового сотрудника «Журнала Московской Патриархии». На эти условия Введенский не согласился. Вскоре после смерти Введенского обновленчество прекратило существование.

А. В. Шубин.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.


Сочинения:

Церковь и государство. Очерки взаимоотношений 1918—1922 гг. М., 1923;

Церковь и революция. М., 1923.

Литература:

Краснов-Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты (20—30-е гг. ХХ в.). В 3 тт. М., 1996;

«Обновленческий» раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики (Сост. И. В. Соловьев). М., 2002;

Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС