Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ де |
|
1694-1778 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вольтер
Вольтер (Voltaire) (псевдоним; наст. имя - Франсуа Мари Аруэ (Arouet)) (21.XI.1694 - 30.V.1778) - французский писатель, публицист, историк и философ, один из крупнейших деятелей французского буржуазного просвещения 18 века. Родился в Париже в семье судейского чиновника, получил образование в иезуитском коллеже (Louis le Grand). За вольнодумные идеи в своих ранних произведениях дважды (в 1717 и в 1725 году) был заключен в Бастилию, где написал трагедию "Эдип" (1717), пронизанную тираноборческими настроениями. В 1726-1729 годы жил в Англии. В 1733 году опубликовал в английском переводе, а в 1734 году на французском языке "Философские (или английские) письма" ("Lettres philosophiques sur les Anglais"), в которых характеризовал с позиций, враждебных феодализму, английские буржуазные порядки, философию (Локк), науку (Ньютон), литературу (Шекспир, Мильтон). Французское издание этого произведения было конфисковано и сожжено, издатель посажен в тюрьму, а Вольтер вынужден был скрываться в Лотарингии, где он (с небольшими перерывами) провел в замке Сири около 15 лет. Там им были написаны "Трактат о метафизике" ("Traité de métaphysique", 1734), поэма "Светский человек" ("Le Mondain", 1736), "Основы философии Ньютона" ("Eléments de la philosophie de Newton...", 1738) и др. С ростом популярности Вольтера его пытаются привлечь ко двору как Людовик XV, так и Фридрих II, Екатерина II. Людовик XV в 1745 году назначил Вольтера королевским историографом. Однако вскоре, вызвав своими стихами недовольство фаворитки короля госпожи Помпадур, Вольтер был вынужден покинуть двор. В 1750-1753 годы находился при дворе прусского короля Фридриха II, разлад с которым вынудил его бежать в Швейцарию, где он прожил до 1778 года (сначала в имении Делис, а затем в Ферне). Этот период жизни Вольтер - самый плодотворный. Защита Вольтером жертв католической церкви (Каласа, Сирвена и Лабарра), борьба с феодализмом и крепостничеством, сотрудничество в "Энциклопедии" Д. Дидро, работа над множеством трактатов и памфлетов ("Мемуары" (Mémoires, 1753), "Опыт о нравах и духе народов" ("Essai sur les moeurs et l'esprit des nations", 1765-69), "Трактат о веротерпимости" ("Traité sur la tolérance", 1763), "Философский словарь" ("Dictionnaire philosophique", 1764-69) и др.) сделали его главой просветительства, "вождем общественного мнения", выразителем новой идеологии. Для борьбы со старым миром Вольтер использовал все формы пропаганды - от научных трактатов до различных жанров художественной литературы. В своих трактатах и памфлетах Вольтер решительно выступал против католической церкви под лозунгом "раздавить гадину!" ("Ecraser l'infâme!"). После смерти Людовика XV Вольтер получил возможность вернуться в Париж (1778), где он был встречен с триумфом. Не выдержав волнений, 30 мая 1778 года Вольтер умер. Несмотря на то, что он незадолго до смерти в письменном заявлении формально примирился с церковью, церковь запретила хоронить его в Париже; тело Вольтера тайно похоронили в Шампани в аббатстве Сельер. В дни революции, в 1791 года, по постановлению Национального собрания, прах Вольтера был торжественно перенесен в Пантеон. В мировоззрении Вольтера отразилась противоречивость положения французской буржуазии 18 века - эксплуататорского класса, вынужденного для сокрушения феодализма и завоевания политической власти опираться на народ. Вольтер неутомимо боролся с католической церковью, религиозными суевериями и предрассудками, отвергал бессмертие души и пропагандировал идеи Локка, Бейля, Ньютона. Вольтер, однако, не предлагал полного уничтожения религии, по своим философским воззрениям он был деистом. С практической точки зрения своего класса он считал необходимым сохранение религии как средства обуздания народа ("черни"). Борясь против социального неравенства феодального общества, требуя освобождения крестьян от крепостной зависимости, критикуя феодальную юстицию, Вольтер отстаивал формальное равенство всех граждан перед законом, но отнюдь не равенство экономическое. Для Вольтера собственность - необходимый признак полноправного гражданства (крестьянина Вольтер защищал потому, что видел в нем собственника), и он полемизировал со всеми, кто на нее в той или иной мере покушался, хотя бы теоретически (Ж. Мелье и др.). Вольтер одним из первых французских просветителей отверг идеалистическую философию, познакомил французских читателей с английским материализмом, выступил в рамках деизма с пропагандой своих материалистических взглядов на природу, призывая к изучению конкретных явлений мира. "Следует поступать так, как поступали Бейль, Галилей, Ньютон: рассматривать, взвешивать, считать и измерять, но никогда не отгадывать", - призывал Вольтер. Однако в своем понимании движущих сил истории Вольтер не вышел за пределы идеалистической концепции. Придавая исключительное значение силе идей, воплощенных в сознательной и целенаправленной деятельности отдельных исторических личностей (к числу таких идей Вольтер относил и религиозный фанатизм), Вольтер недооценивал роль народных. масс, рассматривая их как "опасную стихию" исторического процесса. Пропагандируя просвещение как необходимый элемент прогресса, Вольтер не предлагал просвещать "сапожников и служанок", которые, по его мнению, должны оставаться в невежестве, чтобы безропотно работать на нового господина - буржуа («когда чернь начинает рассуждать - все погибло», - утверждал Вольтер). В области политических идей Вольтер был сторонником "просвещенного абсолютизма", хотя подчас склонялся и к конституционной монархии и даже к республике. В исторических работах ("История Российской империи в царствование Петра Великого" ("Histoire de l'Empire de Russie sous Pierrele Grand", t. 1-2, 1759-63, рус. пер., ч. 1-2, 1809); "История царствования Людовика XIV и Людовика XV..." ("Le siècle de Louis XIV", 1751, 1753, "Précis du siècle de Louis XV", 1769, рус. пер., ч. 1-4, 1809); "Философия истории" ("La philosophie de l'histoire", 1765, рус. пер., 1868); "История Карла XII, короля шведского" ("Histoire de Charles XII", 1731, рус. пер., 1900, 1901, 1909) и др.), написанных с привлечением обширного фактического материала, Вольтер выступал за историю как науку, основанную на точных источниках. Вольтер стремился изучать естественную среду, социальные отношения, историю торговли и изобретений, а не только жизнь королей и полководцев, оказав этим влияние на буржуазную историографию. Внимание Вольтера как историка привлекали не только Европа, но и Азия, Африка, Америка. Сохраняя характерное для просветителей деление народов на "цивилизованные" и "дикие", Вольтер, однако, значительно расширял круг первых: наряду с традиционными "культурными" народами - римлянами и греками - у него фигурируют, например, народы мусульманского Востока, Китая, как воплощение философской мудрости и высокой духовной культуры. Этот многообразный историко-географический материал был широко использован Вольтером в его драматургии ("Смерть Цезаря" ("La mort de César", 1735), "Скифы" ("Les Scythes", 1767), "Китайский сирота" ("L'orphelin de la Chine", 1755) и др.). Исторические взгляды Вольтера, как и все его научного и литературного наследие, оказали большое влияние на либеральные круги буржуазии европейских государств конца 18 - начала 19 веков. В период французской буржуазной революции конца 18 века умеренная буржуазия видела в лице Вольтера одного из главных своих идеологов, вдохновителя декларации 1789 года. Первой работой буржуазного вольтероведения была книга друга Вольтера - Ж. А. Кондорсе. В годы Первой империи (1804-1814 и 1815) влияние идей Вольтера несколько ослабело. Однако в период реставрации Бурбонов (1815-1830) буржуазия, ущемленная клерикально настроенной реакцией, снова обратилась к его наследию. После революции 1848 года и в особенности после Парижской Коммуны 1871 года напуганная мощным движением пролетариата буржуазия, стараясь доказать, что общественный строй лучше усовершенствовать путем реформ, а не революционных преобразованиями, стремилась использовать в этих целях теоретическое наследие Вольтера. Буржуазные историки (Г. Лансон, Дж. Морли, Д. Штраус и др.) с симпатией писали о его политической умеренности, стремлении к компромиссу, о необходимости сохранения религии для неимущих классов, о вреде просвещения для народа. Наряду о этим для буржуазного вольтероведения того периода характерна также критика Вольтера за его решительную борьбу с католической церковью (Г. Гетнер и др.). В борьбе Вольтера с феодализмом стремились видеть только проявление отвлеченного гуманизма (Ш. Шассен, Ф. Косси). Буржуазная историография начала 20 века придерживается в основном традиций конца 19 века. В работах этого периода публиковался обширный и интересный, но почти не подвергаемый анализу фактический материал. Некоторые буржуазные историки 20 века (Ж. Пеллисье) пытались искать социальные корни умеренности общественно-политических идеалов Вольтера, но для историков-идеалистов эта задача была непосильна. В новейшее время буржуазные исследователи по-прежнему увлекаются биографическими подробностями, уходя от анализа более важных вопросов (Ф. Вегине), а некоторые (Г. Крувезье) сознательно извращают подлинный смысл деятельности и творчества Вольтера. Особенно злобные нападки зачастую вызывает борьба Вольтера против католической церкви. В последние десятилетия мировое вольтероведение разрослось в целую отрасль знаний. В России переводы сочинений Вольтера начали появляться с середины 18 века. В период французской буржуазной революции 1789-1794 годов издание трудов Вольтера было запрещено специальным указом Екатерины II. На языке реакции слова "вольтерьянец", "вольтерьянство" приобрели значение бунтовщика, вольнодумца, безбожника. Передовая часть русского общества высоко ценила Вольтера. В 1746 году Вольтер был избран почетным членом Российской академии наук. А. Н. Радищев считал Вольтера таким ученым-мыслителем, труды которого "читаны будут доколе не истребится род человеческий". В: Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев, защищая Вольтера от грязной клеветы реакционных писателей, отмечали его глубоко национальное творчество, оказавшее огромное влияние на развитие мировой литературы и особенно освободительного движения. Русское вольтероведение ведет свое начало с работы прогрессивного историка А. А. Шахова ("Вольтер и его время", 1907, 2 изд., 1912), в которой подчеркивается революционное значение борьбы Вольтера против католической церкви и отмечается в целом прогрессивность его социальных воззрений. С особым интересом к наследию французского просветителей относились русские революционеры конца 19 - начала 20 веков. Г. В. Плеханов в своих работах "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "От утопии к науке" (1912-1916) и ряде других дал глубокий анализ общественных, философских и эстетических идей просветителей 18 века, а В. Засулич посвятила Вольтеру интересную популярную книгу ("Вольтер", 1909). Работы советских ученых (К. Н. Державин, "Вольтер", 1946 (имеется библиография); В. П. Волгин, "Вольтер-историк", "ИЖ", 1945, кн. 4; Е. А. Косминский, "Вольтер и ист. наука", "ИАН", 1945, No 1; М. Нечкина, "Вольтер и русское общество", "Большевик", 1944, No 22; публикации В. С. Люблинского и др.), основанные на марксистском методе, внесли новый вклад в мировое вольтероведение. Научному анализу были подвергнуты вопросы о взглядах Вольтера на религию, о его общественно-политических идеалах и т. д. Советские исследования основаны на большой архивной базе. В Ленинграде в Государственной публичной библиотеке им. M. E. Салтыкова-Щедрина хранится личная библиотека Вольтера, которая была куплена в 1778 году Екатериной II у наследницы Вольтера за 135 тысяч ливров. В ней насчитывается 6 902 тома с многочисленными пометками Вольтера. Хранятся также и рукописи Вольтера: черновики писем, письма, материалы к его произв.едений и т. д. Кроме того, в той же библиотеке в Ленинграде хранится большая часть архива Бастилии, содержащая полицейское досье Вольтера. Ценнейшие материалы хранятся и в других библиотеках и архивах СССР. И. И. Сиволап. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963. Сочинения: Oeuvres, complétes, v. 1-92, Kehl, 1784-89 (изд. завершено Beaumarchais); Oeuvres, v. 1-70, avec préfaces... par M. Beuchot, P., 1828-1934; Oeuvres, nouv. ed., v. 1-52, P., 1877-82; Oeuvres historiques, (v. 1-2), P., 1957; в рус. пер. - Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1-2, М.-Л., 1931; Орлеанская девственница, М.-Л., 1935; Философские повести, М., 1954; Избранные произведения, М., 1956; Письма, М.-Л., 1956; Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма, т. 1-2, М., 1961. Литература: Вольтер. Статьи и материалы, Л., 1947 (Труды научной сессии, посвященной Вольтеру); Вольтер. Статьи и материалы, под ред. акад. В. П. Волгина, М.-Л., 1948; Библиотека Вольтера. Каталог книг, М.-Л., 1961; Morley J., Voltaire, L., 1874, рус. пер. 1889; Strauss D., Voltaire. Sechs Vorträge, Lpz., 1872, рус. пер. 1906; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Pellissier G., Voltaire-philosophe, P., 1908; Caussy F., Voltaire, seigneur de village, P., 1912; Barr M. M. H., A century of Voltaire study; a bibliography of writings on Voltaire, 1825-1925, N. Y., 1929; Naves R., Voltaire et l'Encyclopedie, P., 1938; Brumfitt J. H., Voltaire historian, L., 1958. Вернуться на главную страницу Вольтера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |