Вольский-Валентинов Николай Владиславович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Вольский-Валентинов Николай Владиславович

1879-1964

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Владиславович Вольский-Валентинов

Русский революционер, социал-демократ. Сын уездного предводителя дворянства. В студенческие годы стал убеждённым марксистом, участвовал в забастовках, во время одного из митингов был серьёзно ранен, попал в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, нелегально эмигрировал в Швейцарию к В. Ульянову (Ленину), которого считал своим учителем. Долгое время работал у Ленина, однако вскоре был обвинён им в "ревизионизме" и решил отойти от "ленинского доктринерства". Скончался в 1964 году в Париже.

+ + +

Валентинов H. (наст, имя и фам. Вольский Николай Владиславович) [7(19) мая 1879, Моршанск Тамбовской губ. — 26 августа 1964, Плесси-Робинсон под Парижем] — русский публицист и философ. Из потомственной дворянской семьи. С 1896 учился с перерывами в Петербургском горном, Петербургском и Киевском технологических институтах. После 2-го съезда РСДРП некоторое время примыкал к большевикам, затем сблизился с меньшевиками; в 1917 вышел из партии. С 1922 заместитель редактора «Торгово-промышленной газеты»; работал в торгпредстве СССР в Париже; с конца 1930 — эмигрант. Исходя из мысли о том, что марксизм существует лишь в виде «элементов», «научного материала», из которого должна быть построена «новая история социализма», что у Маркса и Энгельса философия намечена лишь «общими штрихами», Валентинов полагал, что «новая философия марксизма» может быть построена путем соединения принципов марксистского учения с «ценными сторонами» философских принципов «критического реализма» Р. Авенариуса и Э. Маха. По вопросу о соотношении марксизма и махизма обменялся письмами с Махом, но последний уклонился от подтверждения связи между эмпириокритицизмом и марксизмом. В годы эмиграции — активный противник советской власти. В работах о Ленине («Встречи с В. И. Лениным», 1953, и др.) содержится материал о философских дискуссиях в среде российской социал-демократии начала 20 века.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 359-360.

Валентинов (настоящие имя и фам. Николай Владиславович Вольский) (7(19).05.1879, Моршанск Тамбовской губ. - 26.08.1964, Плесси-Робинсон, под Парижем) - философ, журналист. Участник социал-демократического движения, после II съезда РСДРП некоторое время примыкал к большевикам; с 1904 года - меньшевик; после Октября 1917 года - заместитель редактора «Торгово-промышленной газеты ВСНХ», работал в торгпредстве СССР в Париже; с 1930 года - эмигрант. Своеобразие идейно-философской позиции Валентинова в дооктябрьский период состояло в том, что, будучи меньшевиком, он с позитивистских позиций, близких к махизму, резко критически относился к философии Плеханова и его единомышленников и с не меньшей энергией критиковал философские взгляды русского социал-демократа философа-махиста Богданова, квалифицируя его концепцию как перелицовку на позитивистский лад старых идеалистических систем или как «разновидность спиритуализма». Исходя из тезиса о том, что марксизм существует лишь в виде «элементов», «научного материала», из которого должна быть построена «новая теория социализма», а также «новая философия марксизма» (у Маркса и Энгельса философия намечена, по его мысли, лишь «общими штрихами» в виде «афоризмов» и отдельных «пунктов»), В. пытался соединить принципы марксистской социологии с «ценными сторонами» философских принципов (главным образом гносеологических) «критического реализма» Р. Авенариуса и Э. Маха. При этом он биологизировал социологические законы в духе социал-дарвинизма; его не удовлетворяла, в частности, «социологическая постановка вопроса» в марксизме о классовом сознании, например, о классовых точек зрения и т. д.; в его глазах - это лишь «внешняя закономерность», «физика» исторического прогресса; его же интересовал «внутренний», «психофизический процесс» выработки классовых идеологий, «химия» этого процесса, которую как раз и дает, по Валентинову, эмпириокритицизм. Валентинов стремился также доказать необходимость и желательность включения в марксизм эстетической теории и этики как совокупности норм повседневной жизни и практического поведения для обоснования конечной цели социалистического движения. В годы эмиграции Валентинов - активный противник Советской власти. В 1953 году он опубликовал в Нью-Йорке книгу «Встречи с В. И. Лениным», которая продолжила наметившуюся у Валентинова еще до Октября тенденцию связать «типично русскую фигуру» Ленина (как, впрочем, и таких мыслителей, как Герцен и Чернышевский) главным образом с «национальной русской мыслью», приписать ему «восточный мессианизм».

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 85.

Сочинения: Философские построения марксизма. Диалектический материализм, эмпириомонизм и эмпириокритическая философия. М, 1908; Э. Мах и махизм. М., 1908; Мы еще придем! О современной литературе, «Жизни человека» и «Царь-голоде» Л. Андреева. М., 1908; Рец. на кн. К. Форлендера «Кантн Маркс: Очерки этического социализма» // Образование. 1909. № 2.

Литература: История философии в СССР. М., 1971. Т. 4.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Философские построения марксизма. Диалектический материализм, эмпириомонизм и эмпириокритическая философия. М., 1908;

Э. Мах и махизм. М., 1908;

Наследники Ленина. М., 1991;

Недорисованный портрет, под ред. В. В. Шелохаева, сост., предисл. и комм. Н. И. Канищева и О. Н. Лежнева. М., 1993.

Литература:

История философии в СССР. М., 1971. Т. 4.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС