Вольней Константин Франсуа |
|
1757-1820 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Франсуа ВольнейВольней, Вольне (Volney) Константин Франсуа, подлинная фамилия — Буажире (3 февраля 1757, Краон — 25 апреля 1820, Париж) — французский просветитель, философ, ученый-ориенталист, политический деятель. Научные интересы Вольнея включали вопросы истории философии, этики, религиоведения. Источником его миропонимания был деизм, а также сенсуализм - Дж. Локка и Э. Кондильяка. Сознание человека он сравнивал с зеркалом, отражающим вещи; отражение может быть правильным и искаженным; критерий истинности лежит в ощущениях. Во всех тех случаях, когда предметы могут быть восприняты органами чувств человека, устраняются разногласия между людьми и обретается объективное знание. Данное положение Вольней положил в основу анализа религии и своей теории общественной морали. Происхождение религии он, подобно другим просветителям, объяснял чувством страха, невежеством и «теорией обмана». В своих работах он прослеживает различные этапы развития религии, начиная с олицетворения сил природы до образа христианского Бога, мыслимого им как отвлеченное существо, как некая метафизическая субстанция. Вместе с Ш. Дюпюи (1742—1802) Вольней выдвинул т. н. астральную теорию происхождения религии, отводя решающую роль мистификации звездного неба и считая, что мысль о существовании многих богов возникла у людей на основе наблюдений за движением небесных светил. Образ богочеловека, согласно Вольнею, своими корнями уходит в предшествовавшие восточные культы умирающих и воскресающих богов. Вольней отвергал теорию божественного происхождения государственной власти и идею божественного промысла в человеческой истории. В основе всех действий людей он усматривал стремление к удовлетворению личного интереса, себялюбие, отвращение к страданию. Правильно понятый личный интерес может превратиться в интерес общественный; в будущем народы поймут значение общественного счастья: бедняки обретут свою силу в идее равенства, богачи же склонятся к умеренности и подчинят свои частные интересы общественным интересам. Эти идеи легли в основу его программы объединения народов в «Генеральные штаты Европы», которые должны были функционировать на базе принципов «Декларации прав человека и гражданина» 1789. Вольней принимал активное участие в революционных преобразованиях Франции 1789-1794 годов. Ф. Г. Овсиенко Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 427.
Вольней, Вольне (Volney) (наст. фам. - Шасбёф; Chasseboeuf), Константен Франсуа (3.II.1757 - 25.IV.1820) - французский просветитель и ориенталист. После путешествия в Египет и Сирию (1783-85) опубликовал "Путешествие в Сирию и Египет" ("Voyage en Syrie et en Egypte, pendant les années 1783, 1784 et 1785", v. 1-2, 1787-89; рус. пер. - "Путешествие Волнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах", ч. 1-2, 1791-93). В этом сочинении, так же как в "Рассуждениях о войне турок и русских" ("Considérations sur la guerre des Turcs et de la Russie", 1788), выступил как обличитель турецкого феодального гнета, проповедник французской колониальной политики на Ближнем Востоке, сторонник раздела Османской империи. В сочинении "Руины, или Размышления о революциях империй" ("Les ruines ou méditations sur les révolutions des empires", 1790, рус. пер. 1928) и в памфлете на реставрацию Бурбонов - "История Самуэля, изобретателя миропомазания королей" ("Histoire de Samuel, inventeur du sacre des rois", 1819) с идеалистических позиций объяснял причины роста и упадка государств; в то же время подвергал критике церковь и религию как оплот феодального деспотизма. Вольней предлагал ввести единый латинский алфавит для европейских и восточных языков ("L'alphabet européen appliqué aux langues asiatiques", 1819). В 1790 году Вольней - секретарь Учредительного собрания, примыкал к умеренно правым жирондистам. В 1793-1794 годы был заключен в тюрьму, после освобождения преподавал историю в Нормальной школе (L'Ecole Normale). При Наполеоне получил графский титул, во время реставрации - звание пэра. И. M. Смилянская. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Les Oeuvres complétes, t. 1-8, P., 1821; в рус. пер. - Избр. атеистич. произведения, М., 1962. Discours sur l'etude philosophiques de langues, 4 ed. P., 1821; Руины, или размышления о расцвете и упадке империй. М., 1928; Избр. атеистические произв. М., 1962. Литература:Смирнов Н. A., Вопр. истории Турции и колониальной политики Франции кон. XVIII в. в трудах Вольнея, "Тр. Моск. ин-та истории, философии и лит-ры", 1940, т. 6; Gaulmier J., Un grand témoin de la révolution et de l'empire Volney, P., 1959.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |