Владиславлев Михаил Иванович |
|
1840-1890 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Иванович ВладиславлевВладиславлев Михаил Иванович (9[21].11.1840—24.04[6.05].1890), философ, логик, психолог. Родился в Старорусском у. Новгородской губ. в семье священника. Среднее образование получил в Старорусской духовной семинарии. В 1859 поступил в С.-Петербургскую духовную академию; учился в ней 2 года. По рекомендации той же академии вскоре был направлен за границу для изучения философии. Слушал лекции Куно Фишера, Лотце и др. Владиславлев завершает философскую диссертацию. В 1865 выдерживает в С.-Петербургском университете испытания на историко-филологический факультет и в мае удостоен степени кандидата; там же защищает диссертацию — «Современные направления в науке о душе». Приват-доцент с мая 1866. Становится штатным доцентом философии. Несколько позже Владиславлев — зав. кафедрой. В 1868 за диссертацию «Философия Плотина, основателя неоплатоновской школы» он был признан доктором философии и в том же году избран в число профессоров. Несколько лет был деканом историко-филологического факультета, а с мая 1887 по апр. 1890 Владиславлев — ректор С.-Петербургского университета. В «Биографическом словаре профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета…» (1896) А. Введенский в статье о Владиславлеве вкратце так описывает его педагогическую и научную деятельность. Кроме общеобязательных курсов по психологии, логике и истории философии он ввел еще особые занятия как в университете, так и у себя на дому для тех студентов III и IV курсов, которые желали сделать философию предметом специального изучения. Эти занятия состояли в комментировании «Этики» (Никомаховой) и «Метафизики» Аристотеля (по греческому тексту), а также «Критики чистого разума» Канта и «Микрокосма» Лотце. Впоследствии же к этому присоединились курсы, посвященные изложению его собственных воззрений по метафизике, этике и философии духа. С самого начала своей литературной деятельности Владиславлев выступил противником материализма. В его печатных трудах и лекциях по метафизике, этике и философии духа ощущалось заметное влияние идей неоплатонизма и Лотце. В своих работах Владиславлев наибольшее внимание уделял логике и психологии». Он первый в нашей литературе старался правильно соединить ценные части формальной логики с индуктивной. Приложение к его сочинению «Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления», посвященному историческим обзорам логики древней, схоластической, формальной и индуктивной, было (в то время) в русской литературе единственным пособием для ознакомления студентов с историей логики. В психологии Владиславлев полагал, что главенствующую роль в общем ходе душевной жизни играет воля, а в познавательных процессах — воображение; достоинства ума зависят от воображения, а общий склад данной души — от особенностей ее воли. Кроме того, он сделал оригинальную попытку, описанную во 2-м томе его «Психологии», измерить силу чувствований. П. А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Владиславлев Михаил Иванович [9(21) ноября 1840, Новгородская губерния — 24 апреля (8 мая) 1890, Петербург] — русский философ, логик, психолог. Учился в Новгородской семинарии и Петербургской духовной академии, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1862—1864 находился за границей, где слушал лекции К. Фишера, Р. Лотце, который сыграл заметную роль в формировании его мировоззрения. По возвращении представляет магистерскую диссертацию «Современные направления в науке о душе» (1866). Впоследствии занимает кафедру философии на историко-филологическом факультете. В 1868 ему присуждается степень доктора философии за диссертацию «Философия Плотина». С 1885 — декан историко-филологического факультета, с 1887 — ректор Петербургского университета, где читал лекции по логике, психологии, истории философии, метафизике, этике и философии духа. Критикуя материализм, подчеркивал роль спиритуалистического фактора, склонялся к неоплатонической традиции. Известен как публицист и переводчик. Ему принадлежит перевод «Критики чистого разума» Канта (1867). В 1872 выходит в свет «Логика» — для своего времени одно из лучших учебных пособий, причем автор попытался дать в нем и историю логики. В 1881 публикуется двухтомная «Психология». В своей психологической теории выделял две «гаммы» чувствований: положительную и отрицательную. К первой относятся различные степени уважения, удивления, величия, а ко второй — различные степени пренебрежения и презрения. Учеником Владиславлева был философ А. И. Введенский. Сочинения: Современные направления в науке о душе. СПб., 1866; Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы. СПб., 1868; Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления. СПб., 1872; Психология, т. 1—2. СПб., 1881; Лекции по истории философии. СПб., 1885. Литература: Введенский А. И. Научная деятельность М. И. Владиславлева. — «Журнал Министерства народного просвещения», 1890, июнь. В. И. Приленский Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 418.
Владиславлев Михаил Иванович 9(21).11. 1840, Старорусский у. Новгородской губ. - 24.04(8.05), 1890, Петербург) - философ, логик, психолог. Учился сначала в Новгородской семинарии, а затем в течение 2 лет в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1862-1864 годы находился за границей, где слушал лекции К. Фишера, Р. Г. Лотце, сыгравшего заметную роль в формировании его мировоззрения. По возвращении в Петербург представляет магистерскую диссертацию «Современные направления в науке о душе» (1866) и становится доцентом философии в университете. Впоследствии он занимает кафедру философии на историко-филологическом факультете. В 1868 году Владиславлев присуждается степень доктора философии за диссертацию «Философия Плотина». С 1885 года - декан историко-филологического факультета, а с 1887 года - ректор Петербургского университета. Будучи профессором университета, Владиславлев читал лекции то логике, психологии, истории философии, метафизике, этике и философии духа. Как явный и последовательный противник материализма, он подчеркивал в них роль спиритуалистического фактора, склоняясь к неоплатонической традиции. Известен он и как публицист и переводчик. Ему принадлежит перевод «Критики чистого разума» Канта (1867). В 1872 году выходит в свет «Логика» - для своего времени одно из лучших учебных пособий в этой области, причем автор попытался дать в нем и историю логики. В 1881 году публикуются 2 т. «Психологии». В своей психологической теории он выделяет две «гаммы» чувствований: положительную и отрицательную. К первой относятся различные степени уважения, удивления, величия, а ко второй — различные степени пренебрежения и презрения. Основным мерилом чувствования, по Владиславлеву, является материальное богатство. Другими словами, пропорционально богатству растут положительные чувствования субъекта, и наоборот. Учеником Владиславлева был философ А-р И. Введенский. В. И. Приленский Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 101-102. Сочинения: Современные направления в науке о душе. Спб., 1866; Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы. Спб., 1868; Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления. Снб., 1872; Психология: В 2 т. Спб., 1881. Литература: Введенский А. И. Научная деятельность М. И. Владиславлева // Журнал Министерства народного просвещения. 1890, Июнь.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Реформаторские попытки в психологии // Эпоха. М., 1864. № 9; Современный материализм // Там же. 1865. № 1; Современные направления в науке о душе. СПб., 1866; Современное положение философии и ее задачи // Отечественные записки. 1866. № 10; О положении философии в нашей системе образования // ЖМНП. 1867. № 2; О зависимости немецкой философии от английской // Там же. 1867. № 7, 8; Философия Плотина, основателя неоплатоновской школы. СПб., 1868; Психология Плотина // ЖМНП. 1868. № 7; Изучение философской отеческой литературы // Там же. 1869. № 10; Английская индуктивная логика // Там же. 1870. № 11; Схоластическая логика // Там же. 1872. № 8; Логика: обозрение индуктивного и дедуктивного приемов мышления и исторические очерки логики Аристотеля, схоластической диалектики, логики формальной и индуктивной. СПб., 1872; Джон Стюарт Милль // ЖМНП. 1874. № 8; Конспект лекций по психологии СПб., 1880; Логика. СПб., 1881; Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. Т. 1—2. СПб., 1881; Элементарный учебник логики. СПб., 1882; Лекции по истории философии. СПб., 1885. Литература:Введенский А. И. Научная деятельность М. И. Владиславлева. — «Журнал Министерства народного просвещения», 1890, июнь.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |