Веневитинов Дмитрий Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Веневитинов Дмитрий Владимирович

1805-1827

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дмитрий Владимирович Веневитинов

Д. В. Веневитинов
Неизвестный художник с оригинала А.-Ф Лагренже. 1820-е годы

Веневитинов Дмитрий Владимирович (14[26].09.1805—15[27].03.1827), поэт, критик. Родился в старинной дворянской семье. Получил отличное домашнее образование. Серьезно занимался музыкой и живописью. В качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете. Сдав экзамены в университете в 1824, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Стоял в стороне от масонского и декабристского движения. В окт. 1826 переведен на дипломатическую службу в Петербург, где и умер. Необычайная одаренность Веневитинова проявилась очень рано и поражала современников своей глубиной и разносторонностью. Веневитинов был одним из инициаторов «Общества любомудров» (осн. в 1823), одного из главных предшественников славянофильского движения. В 1826 Веневитинов разработал план литературно-философского журнала нового типа, частично реализованный в журнале «Московский вестник»; вместе с А. С. Пушкиным он был одним из участников первого номера (1827). Небольшое по объему литературное наследие Веневитинова выделяется среди романтической поэзии 20-х своей философской направленностью и общественной значимостью. В поэзии Веневитинова отразились христианские идеи духовно свободной личности («Песнь грека», «Освобождение скальда», «Евпраксия», «Смерть Байрона»). Цикл стихов посвящен культу дружбы — чувству, которое Веневитинов возвышал до всеобъемлющей любви к людям-братьям. Тема древней новгородской вольницы отражена в стихотворении «Новгород». Высокому назначению поэзии и поэта посвящены многие стихи и теоретические высказывания Веневитинова в его статьях. Философские мотивы лирики Веневитинова получили дальнейшее развитие в поэзии Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Веневитинову принадлежат переводы в стихах и прозе с латыни (Вергилий), французского (Ж. Б. Гресе, Ш. Мильвуа), немецкого (Э. Т. А. Гофман и др.) языков. Лучшими являются переводы Веневитинова из В. Гёте (отрывки из «Фауста», из трагедии «Эгмонт», драмы в стихах «Земная участь художника» и «Апофеоз художника»). Среди литературно-критических статей Веневитинова выделяется «Разбор статьи о “Евгении Онегине”», высоко оцененный А. С. Пушкиным. Веневитинов писал также о живописи, музыке. В эстетике он выдвигал идею исторического усложнения форм искусства, противостоя нормативности эстетики классицизма. Выступая за народность и самобытность искусства, он призывал поэта к гражданскому служению (статья «Ответ г. Полевому» и др.). В философских статьях («О состоянии просвещения в России», опубл. под назв. «Несколько мыслей в план журнала», 1831) выдвигал идеи православно-национального воспитания. Ранняя смерть Веневитинова вызвала поэтические эпитафии А. А. Дельвига, А. В. Кольцова, М. Ю. Лермонтова и др.

Б. С., Д. К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Вернуться на главную страницу Веневитинова

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС